«Около 64% кредитов физическим лицам составляют необеспеченные кредиты», — отмечается в докладе. Такая ситуация заставит банки увеличить объем резервов на потери по ссудам в 1,8 раза, до 665 млрд рублей, подсчитали эксперты S&P.
Кредитный риск в российской экономике агентство оценивает как очень высокий. Кроме необеспеченных долгов частного сектора на этот показатель влияют еще несколько факторов. В частности, эксперты сочли недостаточно строгими стандарты андеррайтинга, то есть оценки платежеспособности клиентов: заемщики не всегда своевременно предоставляют отчетность, распространена практика внутригруппового кредитования, уровень кредитов в иностранной валюте очень высок (20%). Кроме того, госбанки находятся под давлением правительства, которое может влиять на решения по ставкам и стандартам андеррайтинга.
Еще одна проблема — низкая платежная культура и слабое соблюдение принципа верховенства права. «Основные факторы риска в этой области — вмешательство государства в деятельность частного сектора и неопределенность перспектив удовлетворения требований банков к заемщикам, обусловленные медленным и непредсказуемым характером принятия решений в судебной системе», — отмечается в обзоре.
«Российское правительство достаточно автократично, а грань между государственной и частной предпринимательской деятельностью размыта», — констатируют эксперты.
Как результат: банки предпочитают работать с невозвратом кредитов во внесудебном порядке — реструктурировать их или передавать коллекторам.
ЦБ постепенно ужесточает требования к банковскому сектору. Но с 2008 года было отозвано всего около 30 лицензий, напоминают в S&P. «Вместе с тем в российском банковском секторе по-прежнему действуют примерно 950 банковских организаций, при этом многие небольшие банки обслуживают преимущественно интересы своих собственников», — отмечается в обзоре.
И в случае применения более жестких стресс-тестов многие банки их не пройдут, указывают аналитики.
В результате оценка рисков экономических и отраслевых рисков банковского сектора (BICRA) в России находится на уровне Португалии, Ирландии, Болгарии и Индонезии.
Лучше ситуация обстоит в Польше, Турции, Индии, ОАЭ, Китае, Мексике, а хуже — в Нигерии, Грузии, Греции, Белоруссии, Венесуэле, Казахстане, Аргентине, Египте.
«Наша оценка стабильности российского банковского сектора — «как минимум умеренно стабильный», — говорят в S&P. На рынке доминируют госбанки (56% активов всей системы), и в ближайшие 3–5 лет государство вряд ли полностью выйдет из их капитала, прогнозируют эксперты.
В ближайшие 3–4 года темпы роста потребительского кредитования будут обгонять темпы доходов, указывает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Но с указанными S&P темпами в 15–18% в 2013–2014 годах она не согласна: «В первом квартале этого года по сравнению с тем же периодом 2012 года прирост составил 37%, по итогам года будет 30%». «Кредиты в России дорогие и короткие, население достаточно обременено. Показатель объема кредитования к ВВП не очень высокий — 12%, но краткосрочные кредиты составляют 9%», — говорит экономист. По ее расчетам, к темпам роста доходов населения кредитование приблизится на горизонте пяти лет. Замедление экономического роста массовыми дефолтами по кредитам физическим лицам вряд ли грозит, отмечает Орлова. «Физлица лучше обслуживают обязательства во время замедления экономического роста или кризиса. В такие периоды риски наступают в основном по корпоративным кредитам, но многие компании — крупные заемщики, поэтому могут поставить банк перед фактом и добиваться улучшенных условий», — считает эксперт.
Темпы роста розничного кредитования в 15–18% вряд ли создадут «пузырь» в экономике, считает директор аналитического департамента Промсвязьбанка Николай Кащеев. «В нашей истории максимальный объем таких кредитов достигал 15%, а в некоторых странах это 40%. При правильной риск-политике банков, которые после 2008 года стали более осторожными, пузыря можно избежать», — указывает экономист. «Чтобы сказать, где критическая масса у той или иной страны для таких кредитов, надо понимать, какие слои населения наиболее склонны к кредитованию», — отмечает он. Но оговаривается: если на уровне государства стимулировать экономический рост за счет наращивания кредитования физлиц, то такой «пузырь» можно создать. «Но вопрос, насколько банки готовы увеличить подобный портфель, рыночный», — подчеркивает Кащеев.