Источник: Известия
Дата публикации: 17 Июля 2013 г.
Служба готовит поправки в законодательство, по которым отраслевые объединения на финансовом рынке будут обязаны согласовывать с ней свои действия
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) собирается взять под свой контроль отраслевые объединения финансовых организаций. Как выяснили «Известия», ФАС приступила к разработке поправок в закон «О защите конкуренции», по которым создание объединений (ассоциаций, союзов) финансовых организаций будет в обязательном порядке согласовываться с антимонопольщиками. Устав таких объединений и правила профессиональной деятельности тоже будут просеиваться через антимонопольное сито.
Поправки в закон должны вступить в силу в начале 2015 года. ФАС объясняет их необходимость тем, что решения объединений финансовых организаций могут быть обязательными для всех участников соответствующего рынка.
— Но при этом такие решения чаще всего учитывают интересы лишь крупнейших компаний отрасли, что приводит или может привести к ограничению конкуренции, — поясняют в ФАС.
В качестве примера антимонопольщики приводят действия некоторых страховых организаций, работающих на рынке обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) и рынке обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (ОСОПО), в рамках объединений Российского союза автостраховщиков (РСА) и Национального союза страховщиков ответственности (НССО) соответственно.
В ФАС считают, что при создании этих объединений учредители определили в уставе неконкурентный порядок формирования органов управления, в результате чего страховщики, лидирующие на соответствующих рынках страховых услуг, имеют определенные преимущества перед коллегами.
— Под конкурентными преимуществами следует понимать не просто более широкие возможности участия в управлении деятельности финансовых объединений, а возможность совершения действий, которые причиняют либо могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам, — поясняет юрист компании «Хренов и партнеры» Эльвира Гадельшина.
Речь идет о воздвигаемых исполнительными комитетами объединений страховщиков финансовых барьерах, которые более мелкие страховщики преодолеть не могут, предполагает адвокат Московской коллегии адвокатов «Яковлев и партнеры» Светлана Громадская.
— Навязываются такие условия ведения страховой деятельности, которые приемлемы для лидеров рынка, но остальные их себе позволить не могут, что приводит к вытеснению с рынка менее значимых игроков, — пояснила она «Известиям».
Не так давно разразился скандал на рынке ОСОПО: ФАС оштрафовала 23 компании, входящие в НССО, на 100 тыс. рублей каждую за введение требования к членам НССО о наличии лицензии на перестрахование и двухлетнего опыта урегулирования убытков по договорам добровольного страхования ответственности владельцев опасных объектов.Также ФАС сочла завышенными членские и вступительные взносы в союз. Так, размеры вступительного и членского взносов в НССО в 2011 году составляли по 6 млн рублей. По мнению ФАС, это стало барьером для многих страховщиков, желающих вступить в НССО. Правда, позже решение и предписание ФАС было отменено арбитражный судом. По всей видимости, эта история стала последней каплей в чаше терпения ФАС, и она решила заняться вопросом на законодательном уровне.
На страховом рынке, однако, уверены, что ФАС подменяет понятия.
— Лидирующие страховщики заняли лидирующие позиции не потому, что участвуют в органах управления профессиональных союзов, а наоборот: став лидерами этого рынка, начинают осознавать, какой от каждого их слова, действия, поступка идет резонанс, — отметил председатель правления страховой группы СОГАЗ Сергей Иванов.
Он уверен, что даже если все небольшие компании войдут в органы управления, то вряд ли это серьезно отразится на финансировании аппарата союза или, например, стоимости программного продукта.
В Российском союзе автостраховщиков с позицией ФАС также не согласны.
— Очевидно, что необходимо искать пути решения вопроса высокой концентрированности бизнеса во всех секторах финансового рынка, но при этом не создавать дополнительных административных барьеров. Именно мер по снижению концентрации ждет финансовый рынок от ФАС, — заявили «Известиям» в РСА.
По словам представителей союза, все правила профессиональной деятельности (ППД), разрабатываемые РСА, учитывают не только интересы профессиональных игроков, но и мнение регулирующих органов (Минфин России, ФСФР, ФАС). Предправления СОГАЗа Сергей Иванов тоже не против ужесточения контроля за рынком, повышения оперативности такого контроля, появления у регулятора действующих механизмов контроля и влияния на деятельность участников рынка. Но разработка правил профессиональной деятельности, контроль за чистоплотностью и финансовыми показателями участников объединений, участие в органах управления, величина отчислений и взносов — это всё, как убежден Иванов, прерогатива самих союзов.
Без встречных претензий РСА к ФАС тоже не обходится.
— На первом этапе правила профессиональной деятельности были согласованы с ведомствами. Далее союз неоднократно направлял новые редакции ППД, проводил совещания, но, к сожалению, ФАС до сих пор не согласовала новую редакцию документа, — возмущаются в РСА.
Председатель национального партнерства участников микрофинансового рынка (НАУМИР) Михаил Мамута принципиально согласен с предлагаемыми ФАС поправками. Но с оговорками.
— Во-первых, нужно исключить возможность двойного регулирования — со стороны ФАС и Центробанка (напомним, сейчас уже готов законопроект, согласно которому все финансовые организации обязаны будут вступить в саморегулируемые организации, которые, в свою очередь, будет контролировать Центробанк. — «Известия»), во-вторых, согласовываться должны только базовые стандарты, наиболее значимые для рынка, — пояснил Мамута свою позицию.
Банковские ассоциации (Ассоциация региональных банков России — АРБР и Ассоциация банков России — АРБ) подпадать под новые нормы не будут, так как они являются некоммерческими объединениями и не принимают решений, общих для всех игроков на рынке, заверил первый вице-президент АРБР Александр Хандруев.
У антимонопольных структур и сейчас есть возможность влиять на решения руководящих органов уже функционирующих финансовых ассоциаций — правда, только по жалобе их участников. «Кулуарные» решения остаются вне поля зрения ФАС. А поправки, по всей видимости, переместят точку контроля на этап создания таких объединений, говорит руководитель антимонопольной практики Goltsblat BLP Николай Вознесенский.
По общему правилу поправки коснутся вновь создаваемых объединений, а также, как отметила адвокат Светлана Громадская, уже действующих — в момент переизбрания исполнительных органов.
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU