ФАС обострила закон «О конкуренции»

print
Печать

Источник: Коммерсантъ

Дата публикации: 6 Августа 2013 г.

Служба просит дать ей право вето на создание ГУП и совместных предприятий

Федеральная антимонопольная служба вновь пытается провести через правительство поправки к закону «О конкуренции» — так называемый четвертый антимонопольный пакет. В последней версии «пакета» ФАС предлагает наделить ее правом согласования при создании любого государственного и муниципального унитарного предприятия, а также правом вето на создание совместных предприятий с активами более 7 млрд руб. Предлагается также создание президиума ФАС — своеобразной апелляционной инстанции внутри службы, которая получит право отменять решения ее же территориальных органов. Пока ФАС удалось согласовать проект с Минэкономики, но не с аппаратом правительства, по данным «Ъ», блокировавшим поправки ранее.

Проект поправок к закону «О защите конкуренции», разработанный ФАС, накануне был опубликован для оценки регулирующего воздействия на портале regulations.gov.ru. Это обязательная стадия для внесения документа, еще полтора года назад получившего неофициальное название «четвертого антимонопольного пакета», в правительство.

Поправки в основе разработаны ФАС еще в начале 2012 года и с тех пор безуспешно согласовывались службой сначала с ведомствами, а затем с аппаратом Белого дома. Бизнес возражал против инициатив антимонопольщиков, которые предлагают обязать «доминантов» создавать и публиковать торговые практики, ужесточить контроль над сделками внутри групп компаний и распространить обязанность соблюдать правила недискриминационного доступа не только на госмонополии. Хотя ФАС сохранила эти предложения практически в неизменном виде, службе удалось согласовать законопроект с Минэкономики, заявил «Ъ» начальник правового управления ФАС Сергей Пузыревский. В министерстве это подтвердили. По словам господина Пузыревского, разногласия сохраняются только с Федеральной службой по тарифам, и некоторые замечания есть у Минюста. Впрочем, это не обещает проекту автоматического одобрения — в последнее время его основным оппонентом выступал аппарат правительства.

Помимо вышеперечисленных нововведений ФАС предлагает ужесточить контроль за соглашениями о совместной деятельности и созданием совместных предприятий. Если размер активов сторон СП превышает 7 млрд руб., то им понадобится разрешение ФАС, которая будет анализировать рынок, чтобы понять, ограничит ли конкуренцию новое предприятие. Кроме того, была серьезно переписана глава о предоставлении преференций: ФАС предлагает полностью отдать этот процесс в руки местных властей (сейчас требуется согласование со службой), оставив за собой только контроль исполнения законодательства.

Полномочия ведомства предлагается расширить за счет новой сферы — контроля за созданием ГУПов и МУПов. Согласно законопроекту, все решения властей по созданию таких предприятий (кроме федеральных законов, актов президента и правительства) должны обязательно согласовываться с ФАС. «Коммерческим государственным организациям участвовать в конкуренции вообще не нужно, и наша задача убрать их из сфер, где есть конкуренция,— объясняет Сергей Пузыревский.— Но есть сферы, которые на сегодняшний день не могут быть обеспечены частным бизнесом».

Наиболее интересной выглядит идея ФАС создать внутри ведомства своего рода апелляционную инстанцию — президиум, прописав его существование в законе. В состав этого органа будут входить глава службы Игорь Артемьев, его заместители, а также начальники некоторых управлений. Сейчас у коллегии ФАС уже есть президиум, и он даже несколько раз давал официальные разъяснения по некоторым случаям антимонопольной практики, однако никаких юридических оснований для его существования, кроме внутриведомственного приказа, до сих пор не было. Теперь предполагается, что президиум помимо разъяснительной и организационной работы сможет рассматривать спорные решения службы и, в частности, отменять решения территориальных органов ФАС. Срок обращения в президиум будет таким же, как и в арбитражный суд,— три месяца с момента выдачи предписания, при этом одновременно обратиться в президиум и в суд нельзя. Главная причина, которая может побудить бизнес пользоваться новой опцией,— сроки. ФАС намерена рассматривать обращения в президиум в течение максимум трех месяцев, что значительно быстрее судебного разбирательства.

«Этот проект правительство заворачивает уже не в первый раз,— заявил »Ъ« член экспертного совета при правительстве Вадим Новиков.— На мой взгляд, об этом документе правильнее судить не с точки зрения того, что в этом проекте есть, а с точки зрения того, чего в нем нет. Главное, что там нет поправок в духе »дорожной карты« по конкуренции, где одним из основных моментов является либерализация антимонопольного законодательства». Срок исполнения мероприятий по «карте» наступает в сентябре, и ФАС разработала отдельный проект поправок в закон «О защите конкуренции», который уже подвергся критике экспертов «Деловой России». В частности, служба не прописала для себя обязанность размещать по итогам каждого решения его обоснование — анализ рынка, хотя данный пункт содержится в июльских поручениях премьера Дмитрия Медведева. «Почти 40% всех дел ФАС в 2012 году по статьям о злоупотреблении доминирующим положением и ограничивающим конкуренцию соглашениям было возбуждено против малого и среднего бизнеса»,— подчеркивает господин Новиков. 

Автор: Юрий Барсуков

Теги: антимонопольщики ГУПы закон “О конкуренции” Минэкономики муниципальное уни недискриминационный доступ О защите конкуренции ФАС Федеральная антимонопольная служба четвертый антимонопольный пакет

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru