Австралийские разработчики представили научное эссе по раскрытиям

print
Печать

Источник: GAAP.RU

Дата публикации: 15 Августа 2013 г.


Фото: pressfoto.ru

И вторая на сегодня новость с австралийского континента, также от Совета по стандартам финансовой отчетности*. Как оказалось, AASB опубликовал целое эссе, посвященное теме раскрытия и представления информации в контексте широко обсуждаемых сегодня «концептуальных основ». Правда, в данном случае не уточняется, имеются ли в виду конкретные «Концепции» от IASB, или же это концепции в более широком представлении как все то, что лежит в основе отчетности вообще. Мы склоняемся ко второй трактовке, но на ее правдивости не настаиваем. 

Итак, в своей научной работе авторы утверждают, что в сегодняшних концепциях присутствует разрыв между «объективным уровнем» (какой должен быть) и «более низкими уровнями» (какие есть на самом деле), причину чего следует искать в неточно установленных связях между потребностями пользователей отчетности и характеристиками компаний, которые они изучают. В качестве решения авторы предлагают делать чуть больший акцент на «запасах» и «потоках». По сути, это новый подход к представлению и раскрытиям, в результате которого мы сможем отойти от традиционного раскрытия «по темам».

Эссе имеет название Rethinking the Path from an Objective of Economic Decision Making to a Disclosure and Presentation Framework («Переосмысливая связь между целями экономических решений и основами представления и раскрытия»). Главным в коллективе соавторов выступил Кевин Стивенсон (Kevin Stevenson) – не кто иной, как глава AASB собственной персоной. Причем сегодняшняя работа – только первая в очереди запланированных, а для их написания недавно был создан специальный исследовательский центр на базе AASB. Зачем это нужно разработчикам? Прежде всего, чтобы дать простор для обсуждения целого ряда важных бухгалтерских вопросов, стимулировать активные дебаты, предоставить возможность серьезного обсуждения альтернативных взглядов, которые «совершенно необязательно, что отражают точку зрения лично AASB». Демократия, что тут скажешь.

В сегодняшней работе авторы утверждают, что большинство обсуждений в истории бухгалтерской мысли до сих пор велось вокруг вопросов признания и измерения, плюс относительно недавно дань уважения стали отдавать роли бизнес-моделей в разработке стандартов. Такой фокус внимания привел к тому, что в отчетности стало раскрываться больше информации о бизнес-моделях – это верно, но при этом сам режим раскрытий можно теперь охарактеризовать как «тематический», т.е. акцент ставится на денежных потоках, скажем так, по каждой отдельной теме. В то же время представление информации характеризуется минимумом требуемых статей отчетности, немного «вытянутым» форматом и весьма условными принципами последовательности отражения.

Изначально за это эссе садились с целью разглядеть в деталях руководящие принципы представления и раскрытия, но вместо этого авторы пришли к вполне конкретному выводу, что в «концептуальных основах» должны четко идентифицироваться характеристики предприятий, представляющих наибольший интерес для пользователей отчетности с позиции принятия решений о распределении ограниченных ресурсов.

«В сущности, мы до сих пор относились без должного внимания к принятию экономических решений и слишком охотно принимали несколько необдуманные фразы, такие как «величина, сроки и неопределенность денежных потоков». Конечно, эссе никоим образом не отбрасывает прочь информацию о величине, сроках и неопределенности денежных потоков, но вместо этого призывает к идентификации общих характеристик предприятий, которые позволят пользователям их отчетности понимать значимость этой информации на разумных уровнях агрегирования и классификации».

В соответствии с представлением экспертов, раскрытия и представление в «концептуальных основах» нужно обдумывать на более высоком уровне, потому что «нам нужно знать, что мы пытаемся сообщить, прежде чем принимать решение, когда и как это делать». По мнению главного автора научного изыскания и главы AASB Кевина Стивенсона, «несформулированные и недоработанные принципы» представления и раскрытия, а также «непродуктивные споры между соперничающими или даже вообще несопоставимыми идеями» приводят к «излишним и зачастую непоследовательным требованиям к раскрытию».

Разрабатывая этот тезис дальше, авторы берут в качестве инструмента более широкие экономические понятия «запасов» и «потоков» («stocks and flows»). А что если эти «запасы» и «потоки» использовать в качестве характеристик предприятий, о которых говорилось несколько абзацев выше? На основе их можно было бы делать выводы об экономической деятельности компании – «если действительно существует отдельный список таких запасов и потоков, причем мы должны быть знакомы с составляющими этого списка».

Условно говоря, запасы (в широком не «привычном» понимании) можно разнести по следующим шести категориям:

  1. Текущая способность организации поставлять товары или услуги
  2. Способность организации – в соответствии с ее текущей финансовой структурой – рационально и эффективно финансировать свои операции и расплачиваться по своим обязательствам, когда приходит время
  3. Способность организации поддерживать операции на нынешнем уровне
  4. Способность организации поддерживать текущий уровень финансирования
  5. Способность к операционным изменениям
  6. Способность финансировать эти существенные изменения в операциях

Чуть дальше авторы распространяют эти концепции на потоки, которые по сути своей являются существенными изменениями в запасах; основной фокус внимания ставится на объеме, направлении изменений, их скорости, амплитуде и предсказуемости.

«В терминах бухгалтерского учета мы видели много попыток определить прибыль, операционную прибыль, совокупную прибыль и многие другие ее варианты. В общих же терминах, игнорируя возможность оппортунистического поведения, эти попытки, равно как и попытки бизнеса раскрыть «внутреннюю прибыльность» – всего лишь симптомы потребности отыскать лучшее объяснение потокам».

В эссе эти концепции прорабатываются и дальше. Их связывают с понятием результативности («performance»), допуская внутренние связи между различными категориями запасов и относя результаты этого на потоки. Отмечается, что подход на основе «запасов» и «потоков» окажется полезным также регуляторам, которые в ходе своей работы над некоторыми специфическими темами – например, той же интегрированной отчетностью, которая сегодня очень актуальна – смогут сами для себя делать вывод, насколько эти темы вообще в их компетенции.

По материалам: IAS Plus

____________________________________

Теги: Kevin Stevenson бизнес-м Кевин Стивенсон концептуальные основы потоки представление информации признание и измерение раскрытия Совет по стандартам финансовой отчетности характеристики компании

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru