Источник: Audit-it.ru
Дата публикации: 21 Октября 2013 г.
И в ответе за это – госрегуляторы, которые должны их сначала предоставить, и лишь потом требовать их исполнения. Но госрегуляторы считают иначе.
За один день (16 октября 2013 года) опубликованы интервью руководителей сразу двух контролирующих ведомств по аудиту – Росфиннадзора (заместитель руководителя Росфиннадзора Илья Кучеров) и Минфина (директор департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина Леонид Шнейдман). От Леонида Шнейдмана это уже второе интервью. Первое было опубликовано в другом издании раньше.
И представитель Минфина, и представитель Росфиннадзора жалуются на плохое качество работы российских аудиторов. При этом представитель Минфина хвалит Росфиннадзор: «…Не хочу бросать тень на контроль внутри саморегулируемых аудиторских организаций, но это все-таки контроль внутри клуба. Совсем иное дело Росфиннадзор, который не закрывает глаза ни на какие недостатки, нарушения и недочеты. Сегодня в мире аудиторский рынок нигде полностью не саморегулируется – везде это сочетание саморегулирования и независимого от профессии регулирования и надзора».
Представитель Росфиннадзора Илья Кучеров отвечает тем же, поддерживая Леонида Шнейдмана: «…Как оказалось, соответствующие контрольные подразделения СРО в полной мере с этой задачей не справились. Возможно, им недоставало твердости в реагировании на те нарушения, с которыми они также, безусловно, сталкиваются. В этом смысле у нас нет выбора. Росфиннадзор является органом государственного контроля, поэтому мы должны давать правовую оценку каждому выявляемому нарушению. Наша реакция может показаться излишне жесткой, но таковы требования закона».
Такая поддержка представителей двух ведомств, контролирующих качество аудита, вдруг оказанная друг другу в один и тот же день, по не совсем объективной оценке ситуации на рынке аудита, напоминает стихи Крылова о том, как один персонаж хвалит другого.
А ситуация на рынке аудита действительно неприятная: море требований, стандартов по аудиту, ориентированных на крупные аудиторские фирмы. И никаких упрощений для небольших аудиторских организаций. При этом представитель Минфина сам подтверждает, что основа российского аудита – малый бизнес: – «85-90% аудиторских компаний — это малый бизнес».
Так где же помощь государственных регуляторов и контролеров этому малому бизнесу? Не могут несколько человек, работающих в небольшой аудиторской фирме, освоить неоправданно большой для них бумажный поток. Это не только нерационально, но и невозможно.
Что касается безупречности госрегуляторов, здесь тоже не все так однозначно. О Минфине понятно – это ведомство, отвечающее за нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности (пункт 2 части 2 статьи 15 закона №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»). Этим все сказано: сначала выдай понятные стандарты, а потом требуй их исполнения.
Но и Росфиннадзор в ответе. В частности, при Росфиннадзоре два года назад создан Совет по организации внешнего контроля качества работы аудиторских организаций (Совет ВККР АО). Положением о Совете установлено, что «…заседания Совета ВККР АО проводятся в соответствии с утвержденным Председателем планом работы, но не реже двух раз в год. Для выработки рекомендаций по проблемам, требующим срочного решения, могут проводиться внеочередные заседания Совета ВККР АО». При этом «информация о деятельности Совета ВККР АО размещается на официальном Интернет – сайте Федеральной службы и Интернет – сайтах саморегулируемых организаций аудиторов». Где эта информация? Или заседаний Совета вообще не было? Такой информации в разделе по аудиту Росфиннадзора нет. Хотя за два года должны были пройти не только плановые, но и внеочередные заседания. По итогам проверки работы аудиторов и в 2012, и в 2013 году Росфиннадзор находит нарушения практически у всех. Разве это не проблема, требующая срочного решения и внеочередного заседания Совета Росфиннадзора? Срочного анализа, публикации перечня найденных нарушений, рекомендаций по их устранению? Не ссылкой на многостраничные федеральные стандарты аудита, адресованные совсем другим – крупным – фирмам, а конкретных рекомендаций для конкретной отрасли – малого бизнеса по аудиту. Ведь по итогам проверок Росфиннадзора почти все проверяемые – это малые (56 из 162) либо итого меньше – МИКРОпредприятия (102 из 162)!
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU