Источник: Forbes
Дата публикации: 28 Ноября 2013 г.
После отзыва лицензии у Мастер-банка по рынку снова, как в 2004 году, гуляют «черные списки», а небольшие банки страдают от недостатка ликвидности
Отзыв лицензии у Мастер-банка и слова главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной о том, что «он не один такой», привели к вялотекущему кризису доверия на банковском рынке. Невооруженным глазом проблемы не видны, но банкиры гадают: «Кто следующий?». Этим же вопросом задаются аналитики на различных форумах.
По рынку ходят многочисленные «черные списки» кандидатов на отзыв лицензии. Списки приходят либо в виде sms, либо с неизвестных адресов электронной почты, рассказывает собеседник Forbes на банковском рынке. «При этом списки абсолютно разные, если в одном мы видим банки из восьмой сотни, то в другом могут быть банки из первой», — говорит он. Собеседники Forbes в ЦБ и Минфине утверждают, что таких списков у регулятора нет. Информацию о наличии подобных списков у ЦБ в эфире телеканала «РБК-ТВ» опроверг и заместитель председателя Банка России Михаил Сухов.
На форуме банковских аналитиков обсуждаются положения таких банков, как «Инвестбанк», «Солидарность», «Первый республиканский банк», БПФ. В частности, в среду дискуссия развернулась вокруг ситуации в Банке проектного финансирования (БПФ), карты и банкоматы которого не работают до сих пор. Пресс-секретарь БПФ Алина Власова сообщила Forbes, что Сбербанк отказался принять БПФ на обслуживание по процессингу, как это произошло со всеми остальными небольшими банками, процессинг которых осуществлялся через Мастер-банк. «Не сложилось», — сказала она, заметив, что БПФ в настоящий момент ищет партнера по процессингу.
Однако два участника совещания в ЦБ, которое состоялось в начале недели и на котором обсуждалось, кто и как будет обслуживать клиентов Мастер-банка, сказали Forbes, что Сбербанк не мог отказать в принятии на процессинг, поскольку к банкам не предъявлялось никаких требований и не ставилось никаких условий. «Сбербанк стал временным агентом по согласованию с Банком России, поэтому проверка финансового состояния банков-контрагентов Мастер-банка не проводилась, как это обычно делается при заключении договора о процессинге, а следовательно, и причин отказывать БПФ банку нет», — говорит один из них.
Из-за опасений банки на всякий случай закрывают лимиты друг на друга, говорит заместитель генерального директора «Эксперт РА» Павел Самиев (рейтинговое агентство в настоящий момент снижает рейтинги кредитным организациям, в том числе, и из-за закрытия лимитов на них и ухудшения ситуации с лиувидностью). Вице-президент АКБ «Инвестбанк» Андрей Яшин сказал Forbes, что, «как и большинство участников рынка, банк сдержанно кредитует участников МБК из-за некоторой неопределенности, возникшей после ряда недавних громких событий в банковском секторе». А заместитель председателя правления банка «Возрождение» Андрей Шалимов утверждает, что напряженности в работе на межбанковском рынке не заметил.
Действительно, по словам Самиева, страдают в основном мелкие банки, однако в целом рынок пока не воспринимает проблему как структурную, тем более, что ликвидности достаточно, поэтому ставки межбанковского рынка находятся на приемлемом уровне. Ставка MosPrime составляет 6,57%. Согласно статистике ЦБ, примерно на таком уровне она бывает в конце каждого месяца из-за налогового периода. Во вторник Банк России предоставил на аукционах РЕПО 2,2 трлн рублей на срок 7 дней и 286 млрд рублей — на 1 день. Объем предоставления средств по недельному РЕПО увеличился на 57 млрд рублей по сравнению с прошлой неделей и достиг максимума за весь 2013 год. «Банки не полностью выбрали лимиты ЦБ — 2,5 трлн рублей из лимита 2,9 трлн рублей — и при этом вновь воспользовались дорогими операциями валютный своп, заняв у ЦБ 93 млрд рублей по ставке 6,50%. Это привело к росту ставки MosPrime до 6,6%, еще раз подтверждает нехватку рыночного обеспечения у банков», — считает аналитик БКС Артем Усманов.
Самиев добавляет, что ситуация напоминает ему 2004 год, когда сначала была отозвана лицензия у Содбизнесбанка за отмывание доходов, полученных преступным путем. Через несколько дней после этого глава финразведки Виктор Зубков заявил, что его ведомство подозревает в нарушении закона еще 10 банков, после чего по рынку начали гулять «черные списки». В конце концов, банки заподозрили, что банк Кредиттраст имеет тех же собственников, что и Содбизнесбанк, и закрыли на него лимиты, а банк остановил платежи. Дальше кризис развивался по спирали до тех пор, пока не остановил платежи Гута-банк — в этот момент кризис достиг своего апогея. Тот год запомнился очередями у отделений Альфа-банка, однако его акционеры смогли преодолеть панику.
Автор: Петр Руденко, корреспондент Forbes
Теги: «черные списки» банковский рынок Мастер-банк мелкие банки небольшие банки недостаток ликвидности ЦБ Эльвира НабиуллинаКомментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU