Источник: BFM.RU
Дата публикации: 13 Января 2014 г.
Новый закон обязывает банки безоговорочно возвращать неправомерно списанные со счета деньги. Почему новые правила на руку мошенникам и чем ответят на них банки?
Новый закон о Национальной платежной системе изменил отношения клиента и банка. Раньше, в случае кражи денег с пластика, клиент должен был доказать, что средства действительно украли, а потом банк принимал решение, возвращать их или нет.
Теперь бремя доказательства перешло к службе безопасности банка, а клиенту просто должны вернуть деньги.
Константин Каричев, управляющий директор Нордеа Банка: «У клиента есть один день после получения уведомления, чтобы сообщить о своем несогласии и оспорить операцию, которая, по его мнению, была совершена без его согласия. Дальше идут ограниченные сроки – 30 дней для операций в России, 60 – для трансграничных операций, в течение которых банк либо должен доказать, что операция была совершена с согласия клиента, либо, не доказав это, выплатить возмещение. Это дает определенный простор для злоупотреблений».
Есть предположение, что новый порядок пойдет на руку мошенникам. Один человек передает карту с ПИН-кодом второму, тот идет к банкомату, а через час первый заявляет о краже. И банк, если не докажет сговор, вернет все до копейки. Подобные схемы стали набирать популярность еще в прошлом году.
Павел Медведев, финансовый омбудсмен: «Эта статья спровоцировала проходимцев, которые без нее не могли сообразить, где можно украсть. В моем портфеле жалоб во втором полугодии в 1,5 раза больше обращений на списание средств с карточек, чем в первом полугодии. Заметно увеличилось количество таких случаев».
Защитных механизмов у банков пока нет. Все, что они могут, – после каждой подозрительной операции блокировать карту. К примеру, если покупки с пластика происходят сразу на трех континентах в течение одного-двух часов. Впрочем, «презумпция невиновности» клиента это не отечественное изобретение.
Анатолий Аксаков, президент Ассоциации региональных банков «Россия»: «Зарубежная практика на стороне клиентов. Причем во многих европейских странах можно обращаться в кредитную организацию не в течении суток, как у нас предусмотрено законом, а в течении более длительного времени – неделей иногда даже месяцев. Но при этом у банков есть возможность затребовать подтверждение несанкционированности. Есть возможность сначала провести расследование, а потом выплатить средства. Там есть процедуры. У нас, в чем минус закона, не предусмотрены сами процедуры».
Над процедурами депутаты и банкиры обещают еще поработать. Пока собирают статистику, насколько сознательными окажутся клиенты. До сих пор – каждая десятая оспоренная операция, проводилась с ведома владельца карты.
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU