Источник: GAAP.RU
Дата публикации: 14 Апреля 2014 г.
Фото: http://www.ifrs.org
Недавно председатель Совета по МСФО Ханс Хугерворст выступил с новым докладом, посвященным восстановлению доверия на финансовых рынках. Подзаголовок, который использовался в названии, звучит как «Accounting and moral hazard» – «Учет и моральный риск».
По словам Ханса Хугерворста, моральный риск всегда присутствовал и присутствует в ситуациях, когда одни люди работают с деньгами других людей. Интересно, а какова возможная роль стандартов финансовой отчетности в минимизации этого вида риска?
Согласно действующей Конституции Фонда МСФО, одной из задач разработки стандартов является обеспечение качественной, прозрачной и сопоставимой отчетности, чтобы ее пользователи могли принимать взвешенные и обоснованные деловые решения. Однако это можно сказать про IASB, в то время как у Фонда МСФО – организации, которая контролирует его деятельность – задачи более масштабные. По мнению главы Совета по МСФО, Фонд МСФО должен создавать доверие на финансовых рынках, а минимизация морального риска через финансовую дисциплину и строгость, через снижение информационной асимметрии – один из способов решения этой важной задачи.
Есть некоторые вполне конкретные примеры из истории, иллюстрирующие, чего IASB удалось добиться в этой области. Например, проект по учету лизинга, вокруг которого ведутся нешуточные баталии. «Отбросив все лишнее, можно сказать, что проект по лизингу – о том чтобы предотвратить недооценку обязательств» – говорит Хугерворст. Он добавил, что было и остается большое сопротивление со стороны составителей отчетности, не желающих возвращать обязательства на баланс, но все изменится, и совсем скоро лизинговые обязательства будут обсуждаться с инвесторами столь же непринужденно, как сегодня обсуждаются, например, пенсионные обязательства.
При этом – допускает г-н Хугерворст – его организация, возможно, не всегда делает то, что должна делать. Например, модель понесенных издержек для учета обесценения финансовых активов должна предотвратить манипуляции выручкой в банках. Однако глобальный финансовый кризис продемонстрировал, что эта же модель может быть использована, чтобы отсрочить отражение реальных финансовых результатов. При этом глава Совета в своей речи удержался о того, чтобы связать финансовый кризис и сегодняшние активные дебаты относительно возврата концепции осторожности (prudence) в Концептуальные основы МСФО.
«Мне также хотелось бы прояснить, чего не может означать осторожность в качестве концепции. Это не может означать возврата к старому учету со спрятанными резервами. Это не может означать систематического смещения в сторону консерватизма, который противоречит нейтральности. Осторожность не должна использоваться для того, чтобы запретить сегодняшние подходы к измерению. Нет ничего более неосторожного по сравнению с тем, чтобы измерять деривативы по себестоимости или измерять страховые обязательства по историческим процентным ставкам» – сказал глава Совета.
Рассуждая о связи морального риска и управления, Ханс Хугерворст вернулся к старому вопросу – а не делает ли IASB частный характер его управления уязвимым перед давлением со стороны частного сектора, который может отстаивать свои интересы? Хотя это очень серьезный вопрос, и он достоин развернутого серьезного ответа, все же стоит отметить, что публичная форма управления вовсе не является надежной гарантией против морального риска. Поэтому главным является способность организации не поддаваться давлению определенных интересов вне зависимости от того, с какой стороны оно исходит.
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU