Источник: Forbes
Дата публикации: 21 Мая 2014 г.
Почему американский закон, созданный для наказания налоговых уклонистов, может стать новой санкцией для российского финансового сектора?
Американские политики еженедельно сообщают о необходимости расширения санкций в отношении России. Одним из наиболее изощренных способов наказания для финансового сектора может стать закон о налогообложении иностранных счетов американцев (FATCA).
FATCA уже с 1 июля 2014 года позволит американской Службе внутренних доходов (IRS) получать от всех стран мира данные о клиентах, которые платят налоги в США. Закон был принят в 2010 году, сразу после скандала вокруг швейцарского банка UBS. Американские чиновники обвиняли его в содействии гражданам США по уклонению от уплаты налогов. В результате UBS заключил мировое соглашение с американскими властями и заплатил $780 млн отступных. FATCA обязывает раскрывать данные физлиц по счетам с остатками более $50 000 и свыше $1 млн для компаний (в том числе тех, в которых налогоплательщикам США принадлежит доля от 10%).
Президент Американской торговой палаты, гражданин США Алексей Родзянко объясняет, что американцам приходится доплачивать налог, если выплаты НДФЛ в России ниже, чем в США, где принята прогрессирующая шкала.
FATCA может стать инструментом санкционной борьбы. «США приостановили переговоры по соглашению о FATCA, в соответствии с нашим общим подходом к двустороннему взаимодействию с Россией», — пояснил Forbes представитель Минфина США. В результате российские банки и финансовые компании (брокеры, страховщики и депозитарии) не смогут отчитываться через ФНС и будут вынуждены заключать соглашения с IRS самостоятельно. Исключение составят лишь банки и компании, ставшие фигурантами санкционного списка.
Если раньше меры воздействия США носили точечный характер и касались только отдельных россиян и банков, то FATCA затронет весь рынок и станет куда хуже санкций.
Об этом говорил на прошлой неделе Associated Press партнер московского офиса юридической компании Morgan Lewis Брайан Зимблер.
Партнер PwC Legal CIS Максим Кандыба поясняет, что требования закона будут вводиться постепенно, и с 1 июля принудительным налогом облагается незначительный объем операций от источников в США: процентные и рентные доходы, дивиденды, арендные платежи, а также платежи за услуги. Налог с выручки от продажи активов и транзитных переводов планируется взимать только с 2017 года.
Потери банков
Игнорировать требования FATCA крупные банки не могут: в случае отказа от сотрудничества налоговые агенты IRS принудительно будут списывать 30% от платежей в долларах на счетах иностранных банков. Если же финансовая организация получит в IRS статус иностранного участника FATCA, то принудительный налог затронет платежи только по счету укрывателя налогов.
Серьезным последствием для российских банков аудиторы из международных компаний считают разрыв отношений с контрагентами. По словам одного и них, «крупнейшие финансовые институты озвучивают планы по отказу от операций с теми, кто не присоединится к FATCA».
Кроме закрытия корсчетов за рубежом есть и другие риски, предупреждает директор по комплаенсу Промсвязьбанка Светлана Ермолаева. По ее мнению, отсутствие необходимого статуса в FATCA может привести к сокращению пула кредиторов и появлению требований по возврату средств держателей международных займов. Дело в том, что кредитный договор обычно обязывает стороны соответствовать действующему законодательству, включая и FATCA.
По словам руководителя практики инвестиционного консультирования ФБК Романа Кенигсберга, под ударом оказались средства российских кредитных организаций в банках-нерезидентах, где они держат на корсчетах более 1 трлн рублей, а также разместили кредиты на сумму более 3 трлн рублей.
«Применение американского закона FATCA касается 90% крупнейших российских банков из топ-50, которые де-факто являются системообразующими», — говорит председатель совета директоров группы «Градиент Альфа» Павел Гагарин.
В 2012 году некоммерческое партнерство «Национальный платежный совет» (НПС) провело опрос 36 крупнейших банков и оценило средний убыток для кредитной организации за первый год действия закона в 100 млн рублей. Исходя из этого, топ-50 банков могут потерять порядка $150 млн. Убытки складывались как из 30% налога от удержанных платежей, так и внутренних затрат банков на соответствие новому законодательству. Это десятая доля процента по сравнению с $100 млрд, которыми американские фискалы хотят пополнить казну при помощи FATCA.
Сбербанк сообщал, что уже потратил на системы идентификации клиентов и консультантов несколько миллионов долларов. Глава ВТБ Андрей Костин жаловался на то, что присоединение к FATCA — трудоемкая и затратная деятельность.
Уход от последствий закона
Правительство поможет банкам: власти поддержали законопроект по передаче данных в IRS. Госдума планирует принять его в весеннюю сессию, хотя проект на прошлой неделе был отправлен на доработку. Кроме того, банки получат право закрывать и отказывать в открытии счетов клиентам, если это будет требовать специального контроля для соблюдения FATCA. Иначе банкам пришлось бы выбирать между риском применения штрафных санкций со стороны США или ответственностью за разглашение банковской тайны в России.
Организации, заинтересованные в присоединении к FATCA, уже зарегистрировались в налоговой службе США. «Банк «Открытие» уже прошел регистрацию в IRS», — рассказала директор по рискам банка «Открытие» Екатерина Резникова. Аналогичным образом поступили Юникредитбанк, Райффайзенбанк и «Хоум Кредит», передавало РБК.
Роман Маловицкий, старший юрист адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры», тоже не склонен драматизировать ситуацию. «Проблемы с применением FATCA известны банкам давно, — поясняет Маловицкий, — и у них была возможность включить в стандартные договоры соответствующий пункт — разрешение на раскрытие информации о клиенте IRS». Он считает, что для большинства банков все ограничится дополнительными процедурами, так как проблема будет разрешена на уровне российского законодательства.
FATCA затронет компании, которые работают с ценными бумагами.
По словам руководителя группы в области систем комплаенс KPMG в России и СНГ Дмитрия Чистова, проблема будет актуальна для бизнеса, который завязан на США и американский фондовый рынок. Если компания откажется помогать американцам, то серьезно пострадает ее репутация, утверждает Чистов.
По мнению партнера UFG Wealth Management Дмитрия Кленова, под действие закона попадают любые инвестиции в ценные бумаги, если ведение бизнеса осуществляется за пределами США и выплата дохода будет осуществляться через не сотрудничающую с FATCA компанию. Источник в российском брокере говорит, что американских клиентов они обслуживают через офшорные юрисдикции, в частности Сейшельские острова, поэтому FATCA в России их не затронет. Сотрудник инвестиционного фонда говорит, что после введения закона останется возможность инвестировать через компании, которые инкорпорированы в государствах, отказавшихся от подписания соглашения с США.
Ответный удар
В российском законе о передаче данных в IRS предусмотрена ответная мера — «дочки» иностранных банков должны до 30 сентября ежегодно сообщать в ФНС о счетах российских налоговых резидентов. Законопроект внес на рассмотрение Госдумы член финансового комитета Госдумы Анатолий Аксаков, на момент публикации материала он был недоступен для комментариев.
По словам источника в Минфине, этот законопроект должен заработать до 1 июля. «Это наш ответ на санкции. У многих россиян есть незадекларированные счета, о которых будет полезно узнать. Иностранные банки, которые хотят продолжать работать в России, будут предоставлять такую информацию», — уверяет источник в Минфине. В случае неисполнения требований могут быть применены соответствующие меры.
«Важно зафиксировать, что отказ от предоставления информации иностранным банком — это нарушение закона, а возможность применить санкции будет. У Центробанка для этого есть большие возможности: формальные и неформальные», — заявил член профильного комитета Госдумы, депутат от «Единой России» Владислав Резник.
На практике меры воздействия можно было бы применить к дочкам иностранных банков в России. ЦБ вправе ограничивать их операции, если соответствующие иностранные государства ограничивают деятельность банков с российскими инвестициями.
«Это положение законопроекта задумывалось для организации параллельного обмена информацией. Сейчас оно рассматривается как инструмент давления, но, надеюсь, до его использования не дойдет. Мы же не можем отвечать за свою «маму» за рубежом», — недоумевает глава российской дочки иностранного банка.
Тем не менее, он не считает этот законопроект реальной угрозой своему банку.
«Требование к иностранным банкам носит скорее декларативный характер, и проконтролировать его выполнение наш регулятор не в силах», — говорит один из разработчиков законопроекта. По словам собеседника Forbes, данный инструмент может помочь для контроля исполнения запрета по наличию счетов российских чиновников в иностранных банках. Не так давно такой механизм ЦБ поручил разработать президент.
На прошлой неделе финансовый комитет Госдумы отправил законопроект на доработку. Решение не было неожиданным, еще в начале мая администрация президента попросила госбанки еще раз объяснить: так ли нужен еще один закон, ведь у них уже есть возможность закрывать счета нерезидентов — власти не хотят, чтобы законопроект выглядел капитуляцией перед неотвратимостью FATCA.
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU