Один на один со старостью

print
Печать

Источник: Новые Известия

Дата публикации: 7 Августа 2014 г.

Правительство охладило август заморозкой накопительной части пенсий на 2015 год

Прошедшая среда началась с широкого резонировавшего в СМИ и социальных сетях публичного извинения замминистра экономического развития Сергея Белякова за решение правительства заморозить в 2015 году накопительную часть пенсий так же, как это было сделано в текущем 2014 году. Об этом решении правительства объявил министр труда и социальной защиты Максим Топилин, а чуть позже решение прокомментировала вице-премьер Ольга Голодец. В соответствии с ним все средства, которые должны были в следующем году пойти на формирование накопительной части пенсий, теперь увеличат пенсионные права граждан в ее распределительной составляющей. Эксперты отмечают, что хотя фактически для населения это не будет иметь серьезных проблем, социальной напряженности избежать не удастся. А вот на экономику мера окажет исключительно отрицательный эффект.

В своем посте в социальной сети Facebook Сергей Беляков написал, что ему стыдно за принятое правительством решение, и он просит прощения за несдержанные обещания – первоначально не предполагалось продлевать пенсионный мораторий на 2015 год, ограничившись только 2014-м. Пресс-секретарь правительства Наталья Тимакова прокомментировала пост, напомнив, что «правительство – это коллективная ответственность». И если очень стыдно, то г-н Беляков знает, что делать. Ситуация получила широкое обсуждение как в СМИ, так и среди населения. Но надо отметить, сейчас полный текст переписки не доступен на странице г-на Белякова, а прочитать его можно только через кэш Google. И хотя позже в том же Facebook чиновник разместил объяснение, что это исключительно его личное мнение, которое изложено достаточно ясно и в дополнительных пояснениях не нуждается, эксперты единодушны, что с большой вероятностью Сергею Белякову придется покинуть свой пост. «Меня радует, что в правительстве, тем более на таком высоком уровне, еще сохранились ответственные люди», – говорит «НИ» директор Института социальной политики и социально-экономических программ Высшей школы экономики Сергей Смирнов.

В последний раз тема заморозки накопительной части пенсий обсуждалась в начале июля этого года, и тогда казалось, что в дискуссии была поставлена окончательная точка – министр финансов Антон Силуанов сказал, что тема закрыта. Но, как теперь очевидно, это не так. Минфин и Минэкономразвития (МЭР) продолжают выступать категорически против принятого решения, объясняя это риском серьезных последствий для экономики страны: замедлением экономического роста вдвое, увеличением стоимости заемных средств в 2–3 раза, невозможностью увеличения пенсий в долгосрочной перспективе и усилением недоверия граждан к государству. «Действительно отсутствие этих «длинных» денег, которые не будут инвестированы в условиях сложной геополитической ситуации и острой потребности средств для внутреннего развития, отрицательно скажется на экономике», – говорит «НИ» генеральный директор Всероссийского центра уровня жизни Вячеслав Бобков. Правда, представитель социального блока вице-премьер Ольга Голодец уже заявила, что «до сих пор наличие этой системы не давало нам дополнительного экономического роста». И сейчас ведется активная дискуссия о полном отказе от накопительной части пенсии.

По мнению Вячеслава Бобкова, для населения решение правительства на самом деле будет иметь скорее позитивные последствия – нынешние пенсионеры получат пенсии больше, а работающей группе граждан изъятые средства накопительной пенсии будут компенсированы в виде баллов в распределительную часть в будущем. «Это система, которая распространена во всем мире. А эффективность накопительной части пенсии в условиях нашей нестабильной экономики не велика – эти средства обеспечивали доход ниже уровня инфляции», – отмечает эксперт.

«Правительству нужно исполнять майские указы президента, но вот изымать на это средства у других слоев населения неправильно, – говорит Сергей Смирнов. – То, что делает социальный правительственный блок, только увеличивает зависимость населения от решений государства и уменьшает – от своих собственных. Не надо объяснять, что так населением проще управлять».

Пенсионные накопления формируются за счет 6% из тридцатипроцентных страховых взносов, отчисляемых работодателем в социальные фонды, и исключаются из солидарной пенсионной системы, средства которой идут на выплату текущих пенсий. Заморозка этой части пенсий позволит сократить дефицит ПФР и соответственно расходы федерального бюджета. По предварительным подсчетам, которые озвучивал ранее Максим Топилин, а сейчас повторила Ольга Голодец, в 2015 году правительство, таким образом, намерено сэкономить порядка 280 млрд. рублей (в текущем 2014 году это составило 243 млрд. рублей), которые должны были составить трансфер в накопительную часть пенсии. При этом Минфин и МЭР оценивают замороженный объем потенциальных поступлений в НПФ в размере 900 млрд. рублей (и за 2014, и за 2015 годы): из них 700 млрд. могли быть вложены в корпоративные облигации и 200 млрд. рублей – лежать на банковских депозитах. «Правительство делает все, чтобы ликвидировать накопительную часть пенсии, потому что, по сути, это средства, которые уходят из-под его контроля. А вот если они останутся в ПФР, то тут никаких препятствий, чтобы распоряжаться ими, не будет, – отмечает Сергей Смирнов. – Надо понимать, что население не обкрадывают, но лишают стимула к экономической активности».

Автор: Арина Раксина

Теги: Антон Силуанов Минфин Минэкономразвития МЭР накопительная часть пенсий Ольга Голодец пенсионные накопления распределительная составляющая Сергей Беляков

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru