Источник: Новые Известия
Дата публикации: 10 Ноября 2014 г.
Депутаты планируют ужесточить антиофшорное законодательство, но вряд ли это вернет на родину беглые миллиарды
Государственная Дума на пленарном заседании 11 ноября планирует рассмотреть в первом чтении поправки в Налоговый кодекс РФ в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций. Законодательные нововведения призваны ужесточить фискальные меры против компаний, находящихся в юрисдикции офшоров. Законопроект этот получил предварительное одобрение правительства, что в российских политических реалиях означает практически автоматическое его принятие – это лишь вопрос времени, причем самого ближайшего. А вот сможет ли он решить задачу возврата в Россию выведенных из нее и спрятанных в «налоговом раю» капиталов? Опрошенные «НИ» эксперты в этом сильно сомневаются.
«Антиофшорный» законопроект, который в конце октября был внесен в Госдуму группой депутатов из разных фракций, предусматривает введение налогообложения в отношении контролируемых иностранных компаний, если они не распределяют полученные доходы в пользу российских лиц, которые эти компании контролируют. Для того чтобы предложенная норма могла начать действовать, законопроект вводит понятия «контролируемой организации» и «контролирующего лица». В первом случае речь идет о компаниях, которые не являются налоговыми резидентами РФ и созданы в соответствии с законодательством иностранного государства. А «контролирующим лицом» в свою очередь будет считаться российское физическое или юридическое лицо в двух случаях – если доля его участия в организации либо превысит 25%, либо окажется не меньше 10%, при том, что доля всех участников, признаваемых налоговыми резидентами России, в этой компании будет составлять 50%.
С 2015 года, когда законопроект вступит в силу, контролирующие лица обязаны предоставлять в налоговые органы соответствующие уведомления не позднее одного месяца с даты возникновения участия в иностранной компании, а также декларировать и подтверждать ее прибыль. Ее размер будет учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций или по налогу на доходы физических лиц, если прибыль более 10 млн. рублей (в 2015 году – 50 млн. рублей, в 2016 году – 30 млн. рублей). Авторы законопроекта верят, что после того, как их детище будет принято, по крайней мере 20–30% от убегающих из страны капиталов вернутся на Родину в виде налогов.
Напомним, что тема деофшоризации экономики и возвращения утекающих за рубеж капиталов в российскую налоговую юрисдикцию обсуждается достаточно давно. Еще в 2005 году, выступая перед Федеральным собранием, президент РФ Владимир Путин поручил разработать меры по возврату капиталов из офшоров. Однако до законопроекта дело дошло только сейчас – и это явно не случайно. Россия столкнулась с большими экономическими проблемами: рост ВВП упал почти до нуля, западные санкции давят все сильнее, цена на нефть падает, рубль слабеет с каждым днем. Чтобы переломить ситуацию, требуются инвестиции, нужен приток капиталов. Однако деньги утекают из страны, причем с высокой скоростью. По прогнозам НИУ ВШЭ, сумма оттока капитала до конца года достигнет 120 млрд. долларов. Власти пробуют все средства, чтобы развернуть этот денежный поток вспять. И «антиофшорное» законодательство – одна из мер в этом ряду.
Бороться тут явно есть за что. По экспертным оценкам, сегодня более 40% внешнеторгового оборота России осуществляется с привлечением офшорных компаний. А за последние два десятилетия из страны было выведено, по разным данным, от 800 млрд. до 1 трлн. долларов. По данным Министерства финансов РФ, только в 2013 году посредством офшорных компаний с территории России за рубеж было вывезено более 62 млрд. долларов. Этот показатель возрос на 15% по сравнению с 2012 годом. По экспертным оценкам, под иностранной юрисдикцией находится 95% крупной российской собственности. Специалисты из МВД подсчитали, что через офшорные счета из России были выведены за последние полтора года суммы, превышающие 10% ВВП. В общем, к каким оценкам ни прибегай – хоть к официальным, хоть к экспертным, – понятно, что речь идет об астрономических суммах, спрятанных в офшорах.
Проблема эта, будем откровенны, не только российская, но и мировая. Счет офшорам сегодня идет на десятки. Сейчас только в британской юрисдикции 12 офшоров. У США есть «внутренние» офшоры (Делавэр, Вайоминг) и островные. В зоне Европейского союза находится не менее 10 юрисдикций с признаками офшора: Нидерланды, Монако, Мальта, Андорра, Люксембург, Лихтенштейн, Кипр, Ирландия
Офшоры – основные «узлы», через которые проходят финансовые и инвестиционные потоки мировой экономики.
Согласно последнему отчету международной исследовательской организации Tax Justice Network (TJN), занимающейся независимыми расследованиями в области уклонений от уплаты налогов, на банковских счетах офшорных юрисдикций находится от 21 до 32 трлн. долларов. Эти суммы соответствуют по крайней мере десятой части всего объема мирового богатства, оцененного швейцарским банком Credit Suisse в 231 трлн. долларов. Даже минимальная оценка в 21 трлн. долларов эквивалентна суммарному валовому внутреннему продукту США и Японии.
После глобального финансового кризиса 2008–2009 годов международные структуры, в первую очередь Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), заняли достаточно жесткую позицию, направленную на то, чтобы заставить офшоры, во-первых, резко повысить стандарты налоговой прозрачности, а во-вторых, проявлять готовность к обмену налоговой информацией по запросу заинтересованных государств. Впрочем, сей факт вовсе не снимает с повестки дня проблему офшоров. По крайней мере, в России, где эти «черные дыры» создают целый комплекс противоречий между интересами государства и бизнеса.
Вопрос в связи с этим сводится к следующему: помогут ли объявленные законодательные меры справиться с «офшорной болезнью»? Многие эксперты дают отрицательный ответ на этот вопрос. Директор Института стратегических исследований ФБК Игорь Николаев считает, что вектор на деофшоризацию стратегически верен, но применен несвоевременно, так как ведет к увеличению налоговой нагрузки на бизнес, которая и без того в России высока. По мнению г-на Николаева, заниматься деофшоризацией надо было лет 7–8 назад, когда экономика росла на 6–8% в год. Но тогда в экономике все было хорошо, и о грядущих убытках никто думать не хотел.
С этим мнением согласен и главный экономист Центра развития НИУ ВШЭ Валерий Миронов: «Международная изоляция, неблагоприятный инвестиционный климат – не лучшее время для «закручивания гаек». Бизнес идет в офшоры не от хорошей жизни. Одна из причин – незащищенность бизнеса в России от враждебных поглощений, в том числе с использованием госструктур». Эксперт полагает, что антиофшорную кампанию необходимо сочетать с реформой судебной системы и созданием гарантий для бизнеса – что пока не просматривается.
А вот доцент РАНХиГС Эмиль Мартиросян уверен, что подобный закон давно назрел. «Его действие поможет снизить степень офшоризации нашей экономики. Изменение системы налогообложения и ограничения действий госкорпораций через офшорные «дочки» и «внучки» должны дать эффект сообщающихся сосудов, когда затратная нагрузка на ведение офшорных расчетов и операций по сравнению с ведением операций в российском поле станет нецелесообразным», – пояснил «НИ» эксперт.
Между тем возможен и другой, прямо противоположный подход к борьбе с офшорами: не ужесточение фискального законодательства, а налоговая амнистия. Любопытно, что подобный законопроект также рассматривался нынешней осенью в Госдуме РФ. Он был внесен туда от имени депутата из «Справедливой России» Михаила Сердюка и подразумевал на весь 2015 год введение особых льготных условий для граждан, возвращающих свои средства с зарубежных счетов, в том числе и освобождение их от ответственности за совершение отдельных дисциплинарных проступков, административных правонарушений и преступлений. Возможно, подобные условия и прельстили бы ряд российских предпринимателей. По крайней мере, в мире подобные прецеденты были: после глобального экономического кризиса 2008 года успешные налоговые амнистии были проведены в США в 2009 и 2011 годах, Италии и Великобритании в 2009–2010 годах.
Но теперь в России вести об этом речь бессмысленно. Офшорной амнистии не будет, будет очередное закручивание налоговых гаек. «Хотя популистские заявления о выгодах для бюджета и экономики в целом от деофшоризации выглядят красиво, однако есть опасения, что в итоге это обернется дополнительными издержками для бизнеса. Для 90 процентов бизнесменов уход в офшоры – это спасение от враждебных поглощений и защита от «басманного» правосудия, а не только снижение налоговой нагрузки», – сделал вывод Валерий Миронов.
Европа охотится за спрятанными деньгами «Офшоров в мире почти не осталось», – так резюмирует свой анализ газета шведских деловых кругов Dagens Industri, сообщая читателям об ужесточении банковского контроля в подавляющем большинстве недавних «налоговых раев». В 2010 году страны ЕС начали охоту за спрятанными деньгами своих граждан, добившись ужесточения банковских законодательств в Монако, Лихтенштейне, Люксембурге, Австрии и ряде других стран и территорий, прежде стоявших на страже тайны банковских вкладов. По данным Финансового департамента Швеции, в мире осталось всего два надежных офшора – Гонконг и Объединенные Арабские Эмираты, пока отказывающиеся подписать соглашения с другими государствами о предоставлении финансовой информации. «Многие налоговые беглецы в последние годы перебрасывали свои деньги из страны в страну, поскольку круг офшоров постоянно сужался. Поворотным пунктом для них стало заключение в прошлом году соглашения об обмене информацией с Панамой. Тогда часть нарушителей опустила руки и перевела свои сбережения в Швецию. Самые упорные поместили свои деньги в Гонконге или ОАЭ», – сообщила сотрудник Налогового ведомства Швеции в интервью Dagens Industri. В Швеции, как и в большинстве стран ЕС, действует правило, согласно которому лица, добровольно переместившие свои капиталы с зарубежных счетов на родину, платят налог и «спят спокойно». По данным Налогового ведомства за 2013 год, в Швецию вернулось в два раза больше капиталов, чем годом ранее, что подтверждает прогноз о скором конце эпохи «налоговых раев».
Алексей СМИРНОВ, Стокгольм |
Украина стремится закрыть «черную дыру» Около месяца назад, 14 октября, Верховной радой был принят закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно определения конечных выгодополучателей – юридических лиц и публичных деятелей». В администрации президента и правительстве утверждалось, что этот документ едва ли не поставил крест на порочной практике выкачивания капиталов из Украины с помощью офшоров. «Я всех хочу поздравить: офшорная эра в Украине закончилась. Теперь все будут, как на ладони», – сказал премьер-министр Арсений Яценюк после принятия закона. Он отметил, что отныне все офшорные счета чиновников будут открыты. Эксперты же пока сомневаются, что предусмотренного новым законом наказания в виде простого штрафа (неподъемного для рядового украинца, но символического для хозяев офшорных капиталов) достаточно, чтобы принудить бизнес открыть своих конечных собственников. Кроме того, экономисты не уверены, что «антиофшорный закон» будет работать на практике. Для многих из них этот документ – всего лишь пустая декларация, положения которой легко преодолеть с помощью элементарного трастового соглашения. В связи с этим ныне в ходе переговоров о создании парламентской коалиции политики настаивают на внесение в коалиционное соглашение специального пункта, касающегося офшоров. В частности, предлагается записать туда немедленную отмену для украинских предприятий офшорной зоны на Кипре, через которую «отмываются» и выводятся из страны десятки миллиардов ежегодно.
Яна СТАДИЛЬНАЯ, Киев |
Автор: Дмитрий Докучаев, Сергей Путилов
Теги: «контролируемая организация антиофшорное законодательство возврат капиталов деофшоризация контролируемые иностранные компании контролирующее лицо Налоговый кодекс налоговый рай налогообложение прибыли офшорыКомментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU