Источник: GAAP.RU
Дата публикации: 26 Ноября 2014 г.
Фото: www.pressfoto.ru
Как известно, специальный консультативный Совет по частным компаниям (PCC) в составе американского FASB активно работает над упрощением финансовой отчетности для частных компаний – но только для них, при условии, что они останутся частными. Похоже, что Грег Джонас (Greg Jonas), директор отдела исследований и анализа в Совете по надзору за учетом в публичных компаниях США (PCAOB), видит здесь потенциальный источник опасности. Выступая на бухгалтерской конференции, проведенной Standard & Poor’s несколько месяцев назад, он уже тогда попытался привлечь внимание к очень нежелательной возможности – а именно, разделению всех стандартов US GAAP на две части.
«В этой стране, наверно, впервые в своей карьере я сталкиваюсь со столь значительным риском оказаться с двумя системами GAAP для частных и, соответственно, публичных компаний» – сказал тогда Грег Джонас, которому до этого довелось поработать в Morgan Stanley и Moody’s Investors’ Service, а 23 года до этого – в Arthur Andersen. – «Это плохая идея поистине мирового класса. Мы должны делать все от нас зависящее, чтобы сохранить единое представления для публичных и частных организаций».
Поначалу, возможно, не совсем ясно, к чему ведет Джонас, но все становится на свои места, если хотя бы бегло окинуть взглядом историю FASB за последние три года. Все началось с предложение создать отдельную панель экспертов для разработки / упрощения стандартов отчетности для частных компаний. В 2012 году такая панель экспертов была создана в образе Совета по частным компаниям – кстати, финальный результат многих разочаровал, потому что получилась не отдельная организация-разработчик, а всего лишь консультативный совет, который дает главному разработчику (FASB) рекомендации, но никак не указания, а уж следовать ли им – решает сам FASB. Таким образом, была разрешена обозначенная чуть выше неопределенность, с чем именно мы имеем дело – разработкой или все-таки упрощением. Очевидно, что именно упрощением стандартов с учетом особенностей и потребностей частных компаний.
Но тогда в чем тут потенциальная проблема? Вообще, отдельные стандарты американской отчетности для частных компаний пока что не нашли такой уж серьезной поддержки среди руководства таких компаний. Например, финансовый директор Dell Том Свит (Tom Sweet) прямо говорит: «Думаю, что один, единый GAAP – в самый раз для нас». Он видит потенциальную опасность в том, что компания может сделать неправильный выбор: использовать альтернативные стандарты для частных компаний, вместо того чтобы развиваться дальше и стать публичной. «Как вы вообще будете осуществлять этот переход к системе стандартов для публичных компаний? На что он будет похож? Сколько времени займет? Я думаю, тут пока что много вопросов остается» – сказал Том Свит в интервью изданию «CFO» в этом месяце.
Что характерно, примерно та же дилемма «выбора между яблоками и апельсинами» встала и перед инвесторами и рейтинговыми агентствами: «В идеале нам бы, наверное, хотелось видеть один набор стандартов, применяемый всеми» – говорит Джойс Джозеф (Joyce Joseph), управляющий директор Standard & Poor’s. По его мнению, единый набор стандартов позволяет сравнивать отчетность частных и публичных организаций. Он добавил, что лично S&P’s в ходе анализа, безусловно, принимает во внимание такие факторы как принадлежность компании к частному сектору или индустрия, где она осуществляет свои операции, и это никогда не мешало итоговым заключениям.
Хорошо, но если существует такая большая поддержка единым стандартам – и такое активное неприятие потенциально возможных отдельных стандартов для «частников» – то о какой опасности предупреждает Грег Джонас? Беспокойство может объясняться тем фактом, что сколь бы незначительными ни были шаги, предпринимаемые консультативным советом PCC в его работе, все вместе они со временем окажут дестабилизирующий эффект на всю систему GAAP. Если, например FASB собирается освободить частные организации от некоторых требований, разве не стоит ему одновременно подумать о публичных организациях и в чем-то упростить отчетность и для них тоже?
В принципе, этот вопрос незримо повис в воздухе, когда совсем недавно, в сентябре, Американский Совет по стандартам финансовой отчетности голосовал за принятие очередного набора исключений в стандартах специально для частных организаций – например, им упростили учет нематериальных активов при слиянии. Как и в случае с другими альтернативными подходами, которые PCC предлагает для использования в отчетности частных компаний, эти исключения – опциональны. Хочешь – применяй, а не хочешь – используй традиционный вариант. Но, как и все другие исключения, они создают опасность ухудшения сопоставимости отчетности частных и публичных организаций, а это уже серьезно.
Голосование, о котором FASB условился в сентябре, прошло в начале ноября, и решение было принято с небольшим перевесом голосов 4 к 3. Это не впервые, когда мнения столь сильно разделяются при принятии важных решений, и, в принципе, ничего необычного тут нет, однако характерная нехватка поддержки, тем не менее, очень заметна.
Например, член Совета Харольд Шредер (Harold Schroeder) проголосовал «за», но это не означает, что он при этом не сохранил весь свой скепсис относительно, как он полагает, сомнительной пользы измененных стандартов для частных составителей отчетности. Он заметил, что разве что компании, сознательно не планирующие в обозримом будущем выйти на IPO или слиться с публичной организацией, возможно, будут благодарны за некоторое упрощение. Но такие же не в большинстве, верно?
Председатель FASB Рассел Голден (Russell Golden) также согласен со многими другими членами, утверждающими, что мера может потенциально затруднить способность компаний получать финансирование в США – при этом, как и Харольд Шредер, он проголосовал «за». Видимо, тем самым члены Совета как бы хотят сказать: «Хотя мы и предоставляем вам такую возможность, настоятельно рекомендуем дважды все взвесить, прежде чем ей воспользоваться».
В принципе, закрытый доступ к публичным рынкам действительно может стать для многих серьезных отталкивающим фактором. В самом деле, не всю же жизнь компании вести свою деятельность в статусе малой организации? Когда-нибудь она захочет выйти на рынок, и что тогда – как осуществлять переход обратно на полную версию стандартов?
Пожалуй, это была одна из основных причин, почему вице-президент FASB (он же – экс-старший бухгалтер SEC) Джеймс Крокер (James Kroeker) голосовал «против». Он отметил, что в определенной степени он ощущал укол совести, оттого что он не поддержал эту возможность для частных компаний, которые могли бы сэкономить свои затраты на составление отчетности. Однако «создавая различия между частным и публичным, мы на самом деле увеличиваем потенциальную стоимость капитала для всей системы в целом». «Думаю, мы создаем на наших рынках капитала препятствия для роста капитала в США» – добавил он.
По материалам: http://ww2.cfo.com
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU