Источник: FinRussia
Дата публикации: 29 Декабря 2014 г.
Как пишут «Ведомости», в России банковский кризис происходит приблизительно каждые 5 лет. Предыдущий был в 2009г., и теперь пришло время для очередного коллапса. Россияне почувствуют это в 2015г.
В конце 2008г. обвалился фондовый рынок, далее начался кризис ликвидности, капитала и плохих долгов. Нынешний кризис будет сложнее. Наталия Орлова из Альфа-Банка отмечает, что 2014г. был «немного необычный». На фоне «очень большой финансовой турбулентности» быстро росло корпоративное кредитование. Причиной тому стала закрытость внешних рынков из-за санкций. Депозитная база при этом значительно ухудшилась: основной спрос был на рубли, а приток средств осуществлялся в валюте. В итоге ЦБ стал основным источником финансирования банковского сектора.
Дмитрий Мирошниченко, ведущий эксперт Центра развития Высшей школы экономики, полагает, что банковский кризис, причем достаточно тяжелый, начался еще несколько месяцев назад. И если в 2008-2009гг. банки вошли в кризис, имея достаточный «запас прочности», то теперь такого запаса нет. Мирошниченко считает, что это кризис банковского сектора как такового: банков много, и платежеспособных клиентов на всех не хватает. Санкции усугубили положение: платежеспособный спрос сократился еще больше, деловая активность снизилась, скрытые проблемы вышли на поверхность.
Сотрудник одного из госбанков отмечает, что на прошлой неделе началась острая фаза банковского кризиса. По его мнению, за месяц население может забрать 3-5% вкладов, хотя в отчетности банков это будет «замаскировано» девальвацией. Госбанкир уверен, что без жертв не обойдется. Первое время выбывать будут банки, утратившие ликвидность. Их легко идентифицировать. Но затем у ЦБ появятся трудности с обнаружением новых жертв, так как начнутся проблемы у банков, утративших капитал, а такие организации выявить сложнее.
По мнению госбанкира, пока логика развития кризиса такая же, что и в 2009г., но на этот раз у государства меньше возможностей помочь экономике за счет бюджета, а население более закредитовано. С этим согласна Орлова, которая прогнозирует проявление в 2015г. основных кризисных явлений: замедление роста кредитования с 20 до 2-5%, рост просроченной задолженности с 4-5 до 8%, ухудшение качества портфеля. Главный риск она видит в снижении платежеспособности заемщиков в условиях общего экономического спада. По оценкам сотрудников одного из госбанков, пик просрочки по плохим долгам будет достигнут к концу первого квартала 2016г. Орлова предупреждает, что многие организации превратятся в «банки-зомби», которые будут скрывать реальное количество просроченных кредитов.
Мирошниченко считает, что из-за снижения спроса на услуги банков основным источником заработка для кредитных организаций станут фондовый и валютный рынок в их спекулятивной части, но не всем будет доступна эта возможность, так как есть определенные нормативы. При этом отбивать высокие депозитные ставки банкам пока нечем, но они об этом «будут думать завтра», а пока их главная задача – устоять на плаву сегодня, остановив отток старых клиентов и, по возможности, привлекая новых. Те, кому это не под силу, уйдут с рынка.
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU