Источник: GAAP.RU
Дата публикации: 19 Февраля 2015 г.
Фото: www.pressfoto.ru
Вряд ли банкиры в России сегодня могут позволить себе дополнительные расходы – например, на выплату штрафов. По этой причине регулирующие полномочия Центрального банка предлагают на время ограничить – сообщило вчера издание “Известия” со ссылкой на письмо главы Национального совета финансового рынка (НСФР) Андрея Емелина, которое тот направил вице-премьеру Игорю Шувалову.
В письме Андрей Емелин в деталях описывает сегодняшние проблемы банковского сектора. Собственно, они стали очевидными и неспециалистам: масштабная девальвация рубля, резкое падение экономического роста, высокая ключевая ставка ЦБ… Все это привело к ситуации, когда банки уже физически не могут поддерживать прежние темпы кредитования как коммерческого, так и потребительского. Некоторые банки пересмотрели условия кредитования по заключенным кредитным договорам. В общем и целом нельзя отрицать, что рентабельность снижается.
Глава НСФР предупредил, что проблемы банковской индустрии только в ней не останутся, но неизбежно перейдут на социальную сферу. В попытках всеми силами избежать банкротства, у банков не будет иного выбора кроме как ужесточить условия кредитования. Компании реального сектора, работая в условиях возросших издержек (теперь еще и на финансирование), снизят объемы производства. Это приведет к увеличению импорта на рынке – значит, дальнейшему падению рубля. Одновременно с этим еще раньше компании, снижая объем производства, уволят часть персонала, что означает рост безработицы, а это очень болезненная социальная проблема.
Представители банковского сектора настаивают, что хотя бы до конца 2016 их не нужно наказывать вообще ни за какие нарушения. Например, за так называемые “сомнительные операции” предлагается освободить от наказаний до января 2017. Кроме того, можно еще временно снять ограничение на ставки по потребительским кредитам (отметим, впрочем, что это может еще сильнее увеличить просрочку). Наконец, банки хотят проводить транзакции без идентификации клиентов, если сумма сделки не превышает 60 тысяч рублей, а не 15 тысяч, как сейчас.
В правительстве подтверждают факт получения письма. В то же время перспективы положительного решения по нему представляются туманными. Например, помощница главы Минэкономразвития Елена Лашкина говорит, что все инициативы, ведущие к послаблению регулирования банковского рынка, необходимо рассматривать с предельной осторожностью. А, например, некоторые депутаты Госдумы уже высказались против, отметив, что вседозволенность участников – не лучший способ спасения банковской системы.
Мы еще раз вернулись к вопросу, недавно заданному нами представителям российских компаний. Мы поинтересовались у них, насколько в целом эффективными им представляются правительственные меры против кризиса. Часть ответов уже публиковалась. Сегодня хотим представить еще один развернутый комментарий. Итак…
Вопрос: Считаете ли Вы достаточными обещанные правительством меры по обеспечению стабильного развития российского финансового сектора в 2015 году. В частности, будут ли достаточными финансовые вливания в наиболее крупные банки и стратегически важные компании, и насколько сильным может оказаться эффект на экономику от возможного банкротства малых и средних предприятий?
Ответ: «Финансовые вливания в наиболее крупных игроков российского рынка являются вполне оправданными. Так как лишь 20% российских предприятий, являясь системообразующими, формируют около 80% ВВП. Поэтому правительство выделило 190 системообразующих предприятий, которым при необходимости будет оказана финансовая помощь. Также ранее были определены 27 системообразующих банков, среди которых будут распределены 830 млрд. из ФНБ.
При этом предоставление правительственных средств лишь крупным игрокам не означает, что малый и средний бизнес останется без поддержки. Следует учесть, что вливания в крупнейшие предприятия не исчезают, а мультиплицируются в экономике, распространяясь на все сегменты рынка. Например, средства, выделенные системообразующему предприятию, будут направлены на погашение его обязательств перед кредиторами в других отраслях, а затем через бюджет и других участников рынка достигнут социальной сферы. Практика показывает, что 1 рубль государственной поддержки превращается в 3 рубля благодаря мультипликатору.
Такая же ситуация в банковском секторе. Даже в бескризисный период ЦБ допускал к аукционам лишь наиболее крупные банки, которые затем перенаправляли финансовые потоки в другие сегменты банковского сектора и в реальную экономику.
Если говорить о том, достаточно ли предоставляемых средств, то ответ не будет однозначным. Потребности экономики, конечно, шире, и не могут быть покрыты ограниченным объемом ресурсов. Но уже сейчас часть выделенного финансирования будет «съедена» вызванной им же волной инфляции. Накачивать экономику деньгами нельзя до бесконечности. Поэтому государственная поддержка должна быть точечной и может быть предоставлена лишь в крайних случаях, чтобы не привести к усугублению кризиса из-за обесценения итак девальвированного рубля».
Алексей Растунов, член правления, заместитель генерального директора АКГ «ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ» (GGI)
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU