Источник: GAAP.RU
Дата публикации: 3 Июля 2015 г.
Автор: Якоб Солл (Jacob Soll), профессор истории и бухгалтерского учета в Университете Южной Калифорнии, автор книги “The Reckoning: Financial Accountability and the Rise and Fall of Nations” (“Вычисления: финансовая отчетность в контексте возвышения и падения наций”)
По материалам: POLITICO
Якоб Солл считает, что политические причины заставляют завышать реальный размер греческого долга
Фото: news.usc.edu
В полночь во вторник стало понятно, что Греция не в состоянии выплатить часть своего долга, пропустив последние сроки платежа размером $1.7 млрд. в пользу Международного валютного фонда. Банки закрыты, у граждан заканчивается наличность на руках.
Может показаться, что Греция обанкротилась на долге колоссальной величины в $350 млрд. (эта цифра рассчитана ее национальным статистическим агентством ELSTAT и подтверждена Европейской комиссией).
Однако не стоит спешить с выводами. Сколько Греция должна на самом деле? Если взять бухгалтеров, среди них согласных с этой официальной цифрой на самом деле немного, если таковые есть вообще. После реструктуризации долга многие независимые наблюдатели рассчитывали рыночную стоимость греческого долга, мягко говоря, неточно и с очень большим приближением, а это огромная разница.
Кто-то может предположить, что об этом факте трубили лишь немногие патриотично настроенные греческие бухгалтеры, но это не так. На самом деле и немецкие банки, и американские фондовые аналитики, и международные специалисты в области отчетности сошлись на том, что если бы долг Греции оценили по современным учетным стандартам (мы говорим об IPSAS – международных стандартах финансовой отчетности для общественных организаций, которыми уже пользуется, кстати, сама Еврокомиссия, а также такие страны как Великобритания и Португалия), выяснилось бы, что размер греческого долга составляет лишь $36 млрд!
Автор сегодняшней заметки, Якоб Солл, в мае написал для издания POLITICO статью о трудностях с государственной финансовой отчетностью в сегодняшней Европе. Как оказалось, с момента той публикации Греция приняла у себя стандарты IPSAS. А если копнуть глубже, то выяснится, что Еврокомиссия сама рекомендовала всем европейским странам перейти на них.
Согласно международным стандартам IPSAS, греки могут оценивать свой реструктуризированный долг по рыночной стоимости на дату его признания. Этим способом сегодня измеряют свой долг банки, компании и индивидуальные предприниматели. В случае с Грецией реструктуризированный долг имеет очень низкие процентные ставки (менее 2%), а срок погашения наступает аж в 2054 году.
Вместо этого греческий долг продолжает учитываться по номинальной стоимости – той стоимости, по которой его учли, когда он был впервые признан. Игнорируются все сделанные в ходе реструктуризации переоценки – кстати, уже отраженные в книгах. А реструктуризация, напомним, проводилась в 2010, 2011 и 2012 – и до сих пор греки не ощущают никаких преимуществ новых бухгалтерских условий! Вместо этого они маются с “сизифовым” долгом, который никак не меняется. Что трагичнее, греки оказались заложниками цифр, определяемых политиками, а не экономической реальностью.
Не стоит думать, что греки так уж невинны. Потому что это не так: греческие банки и греческое правительство нарастили просто-таки безумные объемы заимствований. Греческое общество было надломлено еще до фактической реализации этой долговой проблемы. Но насколько безответственными были банки и правительство, насколько же, похоже, лицемерно действовали те, кто давал эти кредиты. У Греции не было ни единого шанса выплатить $350 миллиардов, составивших 175% ее быстро исчезающего ВВП!
Получить “правильные” данные о долге очень важно не только потому, что так будет справедливо, но и потому, что это решение чисто политической проблемы. Это также принципиально важно с моральной точки зрения: некоторые прямо обвиняют расточительных греков в том, что они, мол, набрали слишком много долгов и теперь должны быть за это наказаны.
Очевидно, что у кредиторов интерес в том, чтобы навязать свою финансовую систему. Но есть и хорошие новости во всем этом: теоретически они же способны определить долг по-новому. Греция сломлена при любом раскладе, но вопрос в том, насколько сильно, и как легко она сможет из этой ситуации выбраться.
В конце концов, эти реструктуризированные долги
все это время поддерживали Европу на плаву и купили немного времени ЕС. Сегодня все это начинает ускользать. Пересчитать долг по современной, притом признанной на международном уровне системе учета – самый простой и самый мудрый способ разрешить этот кризис. В значительной степени это уже было сделано: в конце концов, в бухгалтерских книгах уже все иначе.
____________________________________
- См. также более ранний материал этого автора: “Греция – не единственная европейская страна со слабой системой отчетности госпредприятий” (14/04/2015)
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU