Далеко не все члены ОЭСР добились успеха в борьбе с иностранной коррупцией

print
Печать

Источник: GAAP.RU

Дата публикации: 21 Августа 2015 г.


Скорее наоборот: очень много стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития, которые не так много делают для борьбы с негативными проявлениями взяточничества и коррупции. Об этом пишут эксперты Transparency International в своем новом отчете.

Каждое из 41 государства когда-то подписало Конвенцию ОЭСР по борьбе с коррупцией, обязавшись привлекать к ответственности всех виновных - физических и юридических лиц. Оказывается, однако, что спустя 16 лет после вступления Конвенции в силу 22 страны на протяжении последних четырех лет, что исследовались, провалили свою задачу по обнаружению проявлений иностранной коррупции (подкупа иностранных должностных лиц) и привлечению к ответственности.

“Подписав Конвенцию ОЭСР по борьбе с коррупцией, правительства обязались расследовать и привлекать к ответственности за иностранную коррупцию, однако почти половина подписавшихся правительств так не делает” – говорит председатель Transparency International Хосе Угаз (José Ugaz). – “ОЭСР должна предусмотреть реальные последствия за такие слабые результаты. Терпеть нарушение международных юридических обязательств по предотвращению коррупции за рубежом недопустимо”.

Отчет этого года показывает, что только 4 страны из 41 активно расследуют и наказывают компании за коррупционные проявления за рубежом, когда те пытаются подкупить иностранных чиновников ради получения контракта, лицензии или концессии. Эти четыре лидера – Германия, Швейцария, Великобритания и США. На протяжении 2011-2014 года они закрыли 215 дел и начали 59 новых.

Шесть стран, вместе отвечающих за приблизительно 8.9% мирового экспорта, отнесли к группе государств, прилагающих “умеренные” усилия: Италия, Канада, Австралия, Норвегия и Финляндия.

Еще девять стран находятся на ступень ниже (“ограниченные” усилия), и отвечают они за 12.6% мирового экспорта: Франция, Голландия, Южная Корея, Швеция, Венгрия, ЮАР, Португалия, Греция и Новая Зеландия.

Оставшиеся 20 стран с 20.4% мирового экспорта либо не делают вообще ничего, либо прикладывают лишь очень незначительные усилия (до 41 не хватает еще двух стран, которые просто не смогли оценить). Среди тех, кто почти ничего не делает по поводу иностранной коррупции, значатся Россия, Мексика, Бразилия, Польша и не только.

По мнению Transparency International, почти полное отсутствие усилий в нужном направлении среди стран последней группы можно объяснить слабой политической волей и неадекватностью распределения ресурсов на обнаружение, исследование и привлечение к ответственности.

По сравнению с прошлым годом, прогресса удалось добиться очень ограниченному числу стран. Среди них - Норвегия (сегодня находится во второй, “умеренной” группе, тогда как в прошлом году еще была на ступень ниже). Греция, Голландия и Южная Корея сегодня в третьей группе стран с “ограниченным” успехом, тогда как в прошлом году ничего хорошего сказать было еще нельзя.

Единственная страна, чьи позиции ухудшились – это Аргентина, которая сместилась в последнюю категорию.


Ударим санкциями!

Transparency International полагает, что на данный момент национальные законы большинства участников недостаточно строги, чтобы предотвратить подкуп иностранных должностных лиц. Согласно прошлогоднему отчету OECD Foreign Bribery Report, серьезные санкции предусмотрены разве что в 17 странах из 41.

Например, в Чили и Японии наказания за иностранную коррупцию вообще нельзя назвать адекватными, а во Франции они, возможно, формально строги, только применяются очень мягко.

“В России изменения в Уголовном кодексе снизили размер наказаний за получение либо дачу взяток, включая тех, что связаны с иностранными должностными лицами, в то же время увеличив максимальную продолжительность срока для выплаты этих штрафов по частям” – говорится в отчете.

Кстати, напомним, что в самой России Transparency International не так давно причислили к иностранным агентам.

А вот еще любопытная новость по теме. Буквально на этой неделе депутаты Госдумы предложили ужесточить наказание за акты взяточничества, совершенные юрлицами за пределами РФ и против интересов России. Значит ли это, что наказание за подкуп в интересах России останется на прежнем уровне? Насколько нам известно, интересы “выгодоприобретателей” требованиями ОЭСР не оговариваются – имеет значение сам факт дачи взятки иностранному должностному лицу.

Еще в семи странах (Австрия, Греция, Португалия, ЮАР, Южная Корея, Швейцария и Швеция) штрафы для юрлиц за подкуп иностранных чиновников такие маленькие, что это вряд ли способно отпугнуть. “Криминальная ответственность для юридических лиц также неадекватно оговорена криминальным законодательством Эстонии, Латвии, Мексики, Польши и Турции” – говорят эксперты Transparency International. – “Но в то же время парламенты Бразилии, Болгарии, Колумбии и Аргентины проводят обсуждения законопроектов по этой теме, а в Словацкой республике законы вступают в силу уже в июле”.

По материалам: Compliance Week

Теги: Transparency International борьба с коррупцией иностранная коррупция Конвенцию ОЭСР по борьбе с коррупцией коррупция Организация экономического сотрудничества и развития ОЭСР подкуп иностранных должностных лиц предотвращение коррупции привлечение

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru