Источник: Новые Известия

Дата публикации: 29 Октября 2015 г.

После 2016 года правительству неоткуда будет брать деньги на покрытие бюджетного дефицита

Следующий год может стать последним для Резервного фонда, заявил в Совете Федерации глава Минфина Антон Силуанов. «Примерно на 2,6 трлн. рублей мы сократим объем наших резервов – больше, чем наполовину. Все это означает, что 2016-й – это тот год, когда мы сможем последний год так тратить наши запасы. А дальше у нас таких ресурсов не будет», – пояснил министр. По мнению опрошенных «НИ» экспертов, Силуанов нисколько не сгущает краски: ситуация с Резервным фондом и, соответственно, перспективами покрытия за его счет бюджетного дефицита крайне тревожная.

На данный момент объем Резервного фонда составляет 4,67 трлн. рублей (70,5 млрд. долларов). По словам министра финансов, при сохранении сегодняшнего уровня цен на нефть (44 доллара за баррель марки Urals) и курса доллара (62 рубля) бюджет в 2016 году недополучит 900 млрд. рублей. Антон Силуанов напомнил, что в этом году дефицит федерального бюджета составит 3% ВВП.

Кстати, весной Силуанов предупреждал, что Резервный фонд может закончиться в 2017 году, о 2016-м речь не шла. В этом случае на покрытие дефицита бюджета придется тратить Фонд национального благосостояния (ФНБ). Правда, после того как в 2012 году президент предложил вкладывать средства ФНБ в мегапроекты, на них появилось множество претендентов. К середине 2014 года общая сумма поступивших заявок превзошла весь размер фонда.

Месяц назад стало известно, что Минфин не планирует пополнять Резервный фонд и ФНБ в ближайшие годы. В июле Силуанов говорил, что его ведомство предусматривает использование Резервного фонда в 2015 году в размере 2,5–3 трлн. рублей, а на 2016–2017 годы предлагает задействовать чуть больше 1 трлн. рублей, чтобы сохранить его на 2018 год в размере около 500 млрд. рублей. С позиций сегодняшнего дня тот сценарий видится верхом оптимизма.

Напомним, что история Резервного фонда берет начало 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на него и ФНБ. Ну а Стабфонд, аккумулирующий сверхдоходы от продажи нефти, был сформирован в 2004 году тогдашним министром финансов Алексеем Кудриным и его единомышленниками по образу и подобию нефтяного фонда Норвегии. За десять лет эффективного управления фондом Норвегии удалось превратиться из страны, где внешний долг превышал 30% от ВВП, в высокоразвитое государство с нулевой инфляцией. Благодаря относительной стабильности на фондовых рынках до 2008 года Норвегия последовательно увеличивала свой фонд на 4,5% в год, а доходы направляла на пенсионную программу и развитие альтернативных источников энергии, не забывая, что нефть – исчерпаемый ресурс.


У отечественного Стабфонда была одна задача – планомерно сокращать объем внешнего долга РФ за счет нефтегазовых доходов. У Резервного фонда их две: финансовое обеспечение нефтегазового трансферта и досрочное погашение государственного внешнего долга. ФНБ (как и норвежский аналог) призван был стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения. Стал ли – большой вопрос: в прошлом году средняя российская пенсия равнялась 7,1 тыс. рублей, средняя норвежская (в пересчете на наши деньги) – 65 тыс. рублей.

Старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков в разговоре с «НИ» выразил мнение, что для экономик сырьевых стран, к которым относится и Россия, нормально тратить средства резервов в кризисные периоды низких цен на углеводороды, чтобы продержаться. При этом эксперта тревожат лишь те высокие темпы, которыми расходуется правительственная «кубышка».

По мнению бывшего министра экономики РФ Андрея Нечаева, в 2016 году невозможно будет избежать трат из Резервного фонда на покрытие бюджетного дефицита. «Другой вопрос – адекватен ли этот дефицит, и на что уходят бюджетные деньги, – сказал он «НИ». – На мой взгляд, приоритеты могли быть расставлены несколько иначе. Например, меньше урезания расходов на образование, медицину, культуру – все, что связано с так называемым человеческим капиталом, отказ от заниженной индексации пенсий в обмен на сокращение расходов, скажем, на госуправление, на оборону».

Автор: Георгий Степанов

Теги: Антон Силуанов бюджетный дефицит Минфин Резервный фонд Стабфонд ФНБ Фонд национального благосостояния

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru