Источник: Новые Известия
Дата публикации: 7 Декабря 2015 г.
Власти, невзирая на кризис, обкладывают население все новыми узаконенными поборами
Уходящий 2015 год обернулся для экономики страны одним из самых тяжелых кризисов в ее новейшей истории. И на этом безрадостном фоне финансовая нагрузка на население в виде прямых и косвенных налогов только возрастала, несмотря на широко декларируемые властями намерения не допускать подобного. Это закономерно, отмечают эксперты, ведь иных источников пополнения бюджета с его растущим дефицитом у правительства просто не остается. «НИ» рассмотрели основные нормы, которые взвалили на плечи россиян дополнительную финансовую нагрузку в 2015 году.
Напомним, что еще в конце ноября этого года глава Минфина РФ Антон Силуанов заявил, что обязательства бюджета превышают его возможности, а потому резервы рискуют исчерпаться уже к 2018 году. А уже через 2–3 года, по расчетам Силуанова, правительство будет вынуждено повысить налоги.
На самом деле налоги, может быть, и не в явной форме, но растут уже сейчас, считает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. В беседе с «НИ» он отметил, что в кризисные 2008–2009 годы налоговые обязательства были ниже, что, кстати, в числе прочего способствовало более быстрому выходу из рецессии. Нынешний же кризис является куда более тяжелым, но налоговое бремя, наоборот, растет, что также провоцирует его затяжной характер. «Это стратегическая ошибка властей, от которой, как видно, они пока не собираются избавляться», – сказал г-н Николаев.
Вопрос лишь в том, на кого «повесят» эту нагрузку: налоги на корпоративный сектор в России, по статистике, и так одни из самых высоких в мире, а вот у налогов для граждан еще остается потенциал роста. Хотя вероятно, что никто не уйдет из-под фискального пресса государства. Ведущий научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков в беседе с «НИ» напомнил, что, по данным исследований Всемирного банка (ВБ), уровень налогообложения в России выше среднемирового – 49% против 43%. А уровень налогов на труд (подоходный налог плюс обязательные выплаты по социальным платежам) составляет 36% – в сравнении, например, с 25% в Германии или 10% в США. Тем не менее, россияне столкнулись в 2015 году с целой плеядой денежных сборов, которые увеличили нагрузку на их кошельки.
К примеру, к таковым можно отнести введение с 1 июля 2015 года в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, то есть городах федерального значения, торгового сбора с организаций, занимающихся в этих городах куплей-продажей товаров. Размер этого сбора зависит от типа торгового объекта, его площади и расположения. Так, в столице для развозной и разносной торговли квартальная ставка сбора составляет 40,5 тыс. рублей за один объект. Стационарная сетевая торговля через объекты, не имеющие торговых залов, в зависимости от района города будет стоить от 28,35 тыс. рублей до 81 тыс. рублей за объект. Разве что кинотеатры, музеи и религиозные организации, где торговля играет второстепенную роль, освобождаются от подобного сбора. Естественно, что предприниматели переложили возросшие издержки на плечи покупателей, подняв цены на свои товары. Отметим, что только за третий квартал текущего года этот сбор, по предварительным подсчетам правительства Москвы, принес в бюджет около 2 млрд. рублей.
Но если это – прямой налог для предпринимателей и косвенный для потребителей, то резкое повышение страхового полиса ОСАГО за минувший год напрямую касается десятков миллионов российских семей – всех, где есть автомобили. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), средняя стоимость полиса ОСАГО в период с осени 2014 года увеличилась в 1,7 раза и составила 5691 рубль. Причем максимально «автогражданка» выросла в цене в Москве и Санкт-Петербурге. Что позволило большинству лидеров рынка страхования в разы увеличить свою чистую прибыль. Так, например, «Ингосстрах» заработал за первые три квартала 2015 года 9,3 млрд. рублей – в шесть раз больше, чем за аналогичный период прошлого года. И это не единственный пример обогащения компаний не за счет собственной ударной работы, а за счет выгодного им решения государства.
За скорость передвижения и удобство парковки российские автомобилисты тоже вынуждены платить. Относительно недавно в России начали реализовывать системы платных скоростных дорог, основное предназначение которых – сократить для автомобилистов время в пути. Однако добиться этой цели пока не удалось из-за относительно небольшого количества таких дорог. Но отдельным категориям водителей власти решили усложнить жизнь еще больше. Так, уже на протяжении почти месяца по всей стране проходят акции протеста дальнобойщиков против ввода сбора за проезд большегрузов по федеральным автотрассам – «НИ» подробно освещали и продолжают освещать эту тему. В итоге это вновь приведет к перекладыванию издержек на потребителя – когда транспортные компании выставят владельцам грузов повышенные счета, те заложат это повышение в цены. Норма начала действовать с 15 ноября этого года, и в настоящий момент плата составляет 1,53 рубля за километр трассы, но она будет постепенно повышаться. Кроме того, система «Платон» – оператор сбора средств с большегрузов – в первые же дни дискредитировала себя большими сложностями, возникшими в ее работе.
Также продолжает расширяться зона платной парковки в Москве – новый этап планируется с 25 декабря, несмотря на активное недовольство этой нормой со стороны жителей. В зависимости от региона цена за час парковки сильно варьируется – от 20 до 130 рублей – за каждый час, начиная со второго, в Москве на некоторых улицах в пределах Бульварного кольца. В основном средний диапазон цен колеблется в пределах 40–60 рублей за час. В результате за все время эксплуатации городских платных парковок в столице собрано около 5 млрд. рублей, которые, по заявлениям властей, направляются на благоустройство тех районов, где средства были собраны.
Не стоит забывать и о наделавшем много шума именно в 2015 году, несмотря на фактический ввод еще в 2013-м, сборе за капитальный ремонт, о котором уже неоднократно рассказывали «НИ». После поднявшегося народного негодования (сбор в среднем на 8–10% увеличил расходы россиян на услуги ЖКХ) стало понятно, что население толком не информировали о возможностях, которые у него есть. Более того, в норме остается еще много недоработанных моментов – от обеспечения безопасности собранных средств на протяжении многих лет до списка льготников, которые могут рассчитывать на послабления в оплате сбора на капитальный ремонт. Кроме того, не стоит забывать и о стандартном ежегодном повышении тарифов на услуги ЖКХ. Еще в октябре премьер-министр Дмитрий Медведев одобрил размер индексации на 2016 год: она будет различаться в зависимости от региона и варьироваться от 3,7% (Алтайский край) до 7,5% и 6,5% в Москве и Санкт-Петербурге соответственно. А за просрочку платежей буквально с декабря этого года начали действовать повышенные нормы штрафов. Теперь для населения повышенные пени вводятся с 91-го дня просрочки и будут составлять 1/130 ставки рефинансирования. Правда, в настоящий момент норма вступила в силу только для юридических лиц, тем не менее, для населения она начнет действовать уже 1 января 2016 года.
Следующий год также не принесет налогового облегчения россиянам – уже объявлено о ряде нововведений. Так, РЖД с большой вероятностью повысит транспортные тарифы на 9–10%, а общественный транспорт может подорожать на 7–10%. Вступление в силу новой формы расчета налога на недвижимость – по кадастровой стоимости – приведет к росту ставки до 1,3% в 2016 году, до 1,4% – в 2017 году и до 1,5% – в 2018 году. Но конкретное увеличение налоговой нагрузки здесь рассчитать сложно, так как в 2016 году планируется полная переоценка недвижимости. И никто не отменял уже привычное повышение тарифов федеральных монополий (которое в будущем году не заморозят ни для кого – ни для потребителей, ни для производителей) также примерно на 9–10% за год. И, вероятно, в 2016 году законотворцы придумают еще не одну налоговую норму, призванную хоть немного залатать дыру в бюджете. Хотя основной их взор, конечно, устремится на «толстый» нефтяной сектор. Потому как пока в России треть бюджета тратится на статьи обороны и национальной экономики, что, по сути, является финансированием в государственные проекты, о низких налогах не может идти и речи, считает Сергей Жаворонков.
Автор: Арина Раксина
Теги: Антон Силуанов Минфин налоговые обязательства ОСАГО повышение тарифов прямые налоги рецессия сбор за капитальный ремонт услуги ЖКХ финансовая нагрузкаКомментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU