Источник: GAAP.RU
Дата публикации: 11 Февраля 2016 г.
В продолжение недавней новости (Deloitte прокомментировала предложенные поправки к IFRS 4/IFRS 9 от 09.02.2016)
9 декабря прошлого года Совет по МСФО представил ED/2015/11 – корректировки к будущему новому стандарту по страховым контрактам. Как раз на этой неделе завершился период представления комментариев, поэтому самое время сказать, что рынок думает насчет предложенного международным разработчиком подхода к решению ключевой проблемы.
Как известно, в зависимости от их соответствия условиям компаниям предложили два варианта на выбор: отложить применение IFRS 9 “Финансовые инструменты” (при условии, что страхование является их основным направлением деятельности), либо реклассифицировать из прибылей и убытков в прочий совокупный доход часть доходов и расходов по финансовым активам, подпадающим под действие стандарта.
На сайте Совета по МСФО теперь можно ознакомиться с письмами-комментариями. Если говорить в общем, то, похоже, комментаторов занимали два главных вопроса:
По первому вопросу большинство респондентов отписало, что, наверное, нужны оба варианта. И так называемый “подход наложения”, и “подход отсрочки” одинаково требуются, потому что решают разные вопросы в зависимости от структуры группы компаний и направления ее деятельности. Представители страховой индустрии, в основном, желают получить возможность отсрочки: они ссылаются на издержки, и второй подход им даже не нужен. Группы компаний иного направления деятельности, напротив, просят для себя “подход наложения”, а есть и такие (правда, их немного), кто считает, что делать ничего не надо в принципе: они ссылаются на итоговую потерю сопоставимости отчетности.
Идем далее. Именно подход на основе отсрочки как самый неоднозначный из двух породил больше всего замечаний и предложений по улучшению. Хотя большинство комментаторов поддержало идею формальной оценки преобладания страховой деятельности в бизнесе организации, идея Совета по МСФО проводить оценку только на самом высоком уровне – уровне отчитывающейся организации – натолкнулось на непонимание. Напоминаем, что об этом же буквально два дня назад писали и представители Deloitte, которые в своем собственном письме просили IASB рассмотреть возможность проведения оценки не только на самом высоком уровне материнской организации, но и на всех более низких уровнях.
Кроме того, не все поняли даже, что Совет по МСФО вообще имеет в виду фразой “уровень отчитывающейся организации”. То ли это уровень группы компаний, то ли это может быть уровень каждой отдельной организации в составе группе, то ли это вообще пустая фраза, которую можно выкинуть из текста. Однако, возвращаясь к замечанию Deloitte, тестировать ли только на уровне всей группы или на более низких уровнях в том числе – принципиально важный вопрос, и это точно необходимо прояснить.
Здесь преобладают две основные точки зрения:
Теперь следующим шагом Совета по МСФО станут новые обсуждения во втором квартале этого года, но итогового варианта изменений в стандартах можно ждать уже в третьем квартале. По крайней мере, такие планы озвучивал Совет в октябре прошлого года.