Комплексный подход к принятию качественных решений в нестабильной и неопределенной бизнес-среде
Печать
Источник: CIMA
Дата публикации: 18 Февраля 2016 г.
Каждый день руководители компаний во всем мире принимают решения, которые приводят их компании к успеху или неудачам. Согласно новому исследованию Международной ассоциации специалистов в области управленческого учета CIMA, процесс принятия решений во многих организациях уже не отвечает поставленным задачам: утопая в избытке информации, руководители испытывают большие трудности при поиске правильных решений.
В рамках исследования, озаглавленного Joining the Dots: Decision-Making for a New Era («Складывая мозаику: принятие решений в новой эре»), был проведен опрос 300 руководителей крупных компаний со всего мира, для того чтобы оценить, насколько эффективны их процессы принятия решений. Оказалось, что многие компании не справляются с огромным объемом доступной им информации, а ее превращение в выводы стратегического характера неизменно оказывается для них проблемой. Так, 36% респондентов сказали, что их компания не справляется с переизбытком получаемой информации.
Мнения относительно важности данных в процессе принятия решений сильно разнятся. И хотя 37% респондентов утверждают, что данные помогают принимать им более эффективные решения, 32% считают, что переизбыток данных оказывает отрицательное влияние. Исследователи выявили изъяны процесса принятия решений, свойственные большинству компаний, и пришли к выводу о том, что возможности для совершенствования огромны.
Так, 80% участников сказали, что за последние три года в их компании был хотя бы один случай, когда стратегическое решение принималось на основе ложной информации. Это говорит о том, что немногие организации проводят анализ результатов стратегических решений и делают выводы на его основе. Всего 28% опрошенных считают, что они эффективно извлекают уроки из результатов решений, которые принимают.
Отсутствие эффективного процесса анализа принятых решений означает, что компании рискуют повторять одни и те же ошибки, одновременно не выявляя и причины прошлых успехов. Исследователи говорят о том, что, по мере того как организация перестает придерживаться принципа постоянного обучения, объем инноваций сокращается, а степень вовлеченности сотрудников падает.
Путь к более эффективному принятию решений
Руководители, принявшие участие в опросе, считают, что для повышения эффективности процесса принятия решений необходимо повышать уровень квалификации работников, а также оказывать поддержку сотрудникам компании в иных областях. Участники исследования советуют использовать новые источники данных, бросать вызов традиционным способам мышления, а также обеспечивать более тесное сотрудничество руководителей как между собой, так и с сотрудниками компании.
Среди других важных факторов, которые зачастую упускаются из виду руководителями, — преодоление разобщенности в коллективе, включение в работу «правильных» людей, привлечение сторонних участников к процессу принятия решений и создание условий для того, чтобы различные точки зрения были услышаны.
В результате исследования ученые выяснили, что в компаниях, где имеет место эффективный процесс принятия решений, применяется метод комплексного мышления. Комплексное мышление понимается авторами исследования как активный процесс анализа организацией отношений между различными ее операционными и функциональными подразделениями, а также ресурсами и всеми связями, которыми она пользуется или на которые оказывает влияние. Комплексное мышление способствует более целостному принятию решений, в которых учитывается создание ценности в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе.
Снижая разобщенность в коллективе и стимулируя обмен важнейшей информацией между операционными и функциональными подразделениями, комплексное мышление дает лидерам лучшую основу для принятия решений. Авторы исследования выделяют восемь способов применения комплексного мышления в процессе принятия решений:
- Укреплять доверие. Высокий уровень доверия между руководителями и подчиненными упрощает обмен информацией и позволяет услышать новые точки зрения при принятии решений
- Ценить нефинансовые данные. Одна лишь финансовая информация больше не может охватить все важнейшие факторы создания ценности. Вместо этого, для того чтобы иметь более полную картину, руководители должны гармонично совмещать финансовые и нефинансовые данные
- Выделять значимую информацию. Самые эффективные организации, рассмотренные в данном исследовании, ранжируют и обрабатывают поступающие данные таким образом, чтобы выделять из них лишь значимое, донося до руководителей четкие и ясные посылы
- Поддерживать сотрудничество. Благодаря развитому сотрудничеству, работникам из разных отделов, обладающих необходимым знанием и опытом, становится легче включиться в процесс
- Создавать стимулы для достижения средне- и долгосрочных целей. Скорректируйте систему поощрений таким образом, чтобы она способствовала принятию решений, ориентированных на создание ценности как в краткосрочной, так и в средне- и долгосрочной перспективе
- Привлекать сторонних участников. Лучшее понимание ценности вашего бизнеса для заинтересованных сторон поможет формировать бизнес-стратегию, эффективную в долгосрочной перспективе
- Осуществлять обзор результатов. Извлекайте уроки из результатов своих прошлых решений; совершенствуйте процессы и корректируйте критерии оценки эффективности
- Соблюдать прозрачность. Прозрачность в плане того, как и почему принимаются те или иные решения, помогает сотрудникам понимать бизнес-модель и более общую стратегию.
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU