Источник: GAAP.RU
Дата публикации: 15 Апреля 2016 г.
Вслед за своими заокеанскими коллегами (см. “Совет по МСФО представил обновления к стандарту по признанию выручки”) проблемные вопросы признания выручки прояснил и американский разработчик, FASB.
Как известно, после публикации совместного стандарта 28 мая 2014 года оба Совета, IASB и FASB, совместными усилиями образовали рабочую группу перехода, основной задачей которой стал не выпуск обязательных для применения руководств и интерпретаций, а предоставление консультативной помощи по наиболее проблемным аспектам практического внедрения стандарта. Оба Совета внимательно прислушиваются к мнению TRG (и, разумеется, других ключевых групп участников), принимая решение, требуются ли с их стороны какие-либо активные действия, чтобы облегчить переход на новый стандарт. И если в случае с Советом по МСФО рабочая группа перехода ныне существует лишь формально – хотя и с возможностью быстрого созыва, если в том возникнет необходимость – то у американского разработчика активные заседания и обсуждения в одностороннем порядке продолжаются до сих пор.
По итогам всех прошлых заседаний стало понятно, что наиболее проблемными и не до конца понятными местами нового стандарта по признанию выручки являются следующие.
Определение обязательств исполнения. А именно:
- При определении обязательств исполнения, насколько необходима оценка того, относятся ли к ним обещанные товары или услуги, если они при этом являются несущественными в контексте всего контракта?
- Насколько необходима оценка того, можно ли товары и услуги идентифицировать и учитывать отдельно в контексте контракта?
- Насколько необходима оценка того, относятся ли услуги по доставке и монтажным работам к обещанным услугам по контракту, или же их следует воспринимать в качестве действий, необходимых для выполнения прочих обязательств организации согласно контракту?
Лицензирование. А именно:
- Определение того, является ли по своей сути обещание организации предоставить кому-либо лицензию обещанием предоставить право доступа к своей интеллектуальной собственности – что реализуется с течением времени, и выручка за это признается также с течением времени – или же это предполагает передачу право на использование ее интеллектуальной собственности – что реализуется в единый момент времени, и выручка также признается в единый момент времени.
- Охват и применимость руководства в отношении того, когда признавать выручку по роялти (лицензионным платежам), связанным с продажами или использованием в обмен на лицензию на интеллектуальную собственность организации.
- Отличие контрактных условий, которые требуют от организации передать дополнительные лицензии (а именно, право на доступ или использование интеллектуальной собственности) клиенту, от контрактных условий, определяющих характеристики обещанных лицензий (например, ограничения по времени, географическому региону, способу использования).
Перед Американским Советом по стандартам финансовой отчетности стояла задача улучшить стандарты раздела 606 (Topic 606 “Выручка по договорам с клиентами”), снижая при этом многообразие практических подходов, что не есть добрым, и вместе с тем, по возможности – издержки и сложности их практического использования. К чему пришли разработчики?
Ключевой принцип руководств стандартов раздела 606 в том, что организации обязаны признавать выручку, чтобы отразить факт передачи обещанных товаров и услуг клиентам в размере, отражающем ожидания данной организации относительно своего вознаграждения за передачу этих товаров или услуг. Как известно, чтобы это обеспечить, необходимо обеспечить выполнение пяти ключевых шагов: идентифицировать контракт с клиентом, определить обязательства исполнения, определить цену транзакции, соотнести ее с обязательствами исполнения согласно договору, признать выручку, когда будут выполнены обязательства исполнения.
Ключевой принцип FASB, конечно, оставляет неизменным. Вместо этого вносятся некоторые уточнения, а именно.
По определению обязательств исполнения
- Еще до идентификации обязательств исполнения организация обязана в первую очередь определить товары и услуги, которая она обязана доставить. От нее не требуется оценивать, являются ли товары и услуги обязательствами исполнения, если они несущественны в контексте договора.
- Компания имеет возможность, если это оговорено ее учетной политикой, учитывать доставку и монтажные работы, которые имеют место уже после получения клиентом контроля над товарами и услугами, в качестве действий, необходимых для выполнения прочих обязательств организации согласно контракту, а не как дополнительные обещанные услуги.
Чтобы определить обязательство исполнения
согласно договору, организация должна убедиться в том, что товары и услуги можно четко выделить. Стандарт различает 2 критерия для этого. Один из них гласит, что для этого они должны идентифицироваться отдельно. Руководство в отношении данного критерия теперь уточнено. Организации придется смотреть на природу своего обязательства по договору: является ли это обязательством доставить сами товары или услуги, или же это обязательство доставить некий набор, в состав которого эти товары и услуги входят.
По лицензированию
- Обещание организации предоставить клиенту лицензию на свою функциональную интеллектуальную собственность не предполагает поддержку этой интеллектуальной собственности в течение периода лицензирования. Скорее, это по своей природе является обещанием предоставить клиенту право на использование интеллектуальной собственности, существующей в момент передачи права, если при этом организация не собирается предпринимать действий (отличных от передачи товаров и услуг), способных изменить функциональность интеллектуальной собственности. Таким образом, обязательство предоставить клиенту право на использование интеллектуальной собственности выполняется в единый момент времени, потому что все обязательство организации сводится к тому, чтобы обеспечить своего клиента доступом к ней. Значит, и признание выручки также производиться в единый момент времени.
- В предыдущем пункте мы говорили о функциональной интеллектуальной собственности (программном обеспечении, химических формулах и так далее). Различают также символическую интеллектуальную собственность. Что это значит? Обещание организации предоставить клиенту доступ к символической собственности – что значит, не имеющей самой по себе существенной функциональности – предполагает поддержку этой интеллектуальной собственности в течение периода действия лицензии. Следовательно, суть обещания организации – и в предоставлении доступа клиенту для использования этой интеллектуальной собственности, и в поддержании ее функциональности в течение периода лицензирования. И следовательно, исполнение этого обязательства производится в течение определенного периода. Примерами символической интеллектуальной собственности могут служить франшизы, брэнды, торговые марки и так далее.
Изменения в американских стандартах раздела 606 вступают в силу вместе с самими стандартами.
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU