Источник: GAAP.RU
Дата публикации: 15 Марта 2017 г.
1 марта этого года Еврокомиссия выпустила “Белый документ” (“White paper”) по будущей стратегии развития Европы White Paper on the Future of Europe. Британское издание Accountancy Age публикует сегодня обзор Николаса Халлама (Nicholas Hallam) - исполнительного директора международной консалтинговой компании Accordance, которая специализируется на налоговом консалтинге, в частности, по НДС.
По словам эксперта, успевшего ознакомиться с недавней публикацией, отличает ее то, что она формулирует пять различных возможностей дальнейшего развития Евросоюза (каждая из которых так или иначе ведет к дальнейшему упрочнению союза) и приглашает комментаторов высказывать свои собственные предложения. Эти пять взаимоисключающих возможностей можно сформулировать следующим образом:
- Сохранение статуса-кво (все как теперь)
- Ничего кроме Единого рынка
- Те, кто хотят делать больше
- Делать меньше, но более эффективно
- Делать больше, но всем вместе
Николас Халлам задается вопросом, какой вариант в действительности предпочитает Еврокомиссия. И тут же сам себе отвечает на этот вопрос – разумеется, последний, “делать больше всем вместе”, ведь это значит больше интеграции и гармонизации во всем ЕС. Примечательно, однако, что “Белый документ” от Еврокомиссии в этот раз характеризует привкус свободы мнений – в конце концов, к высказыванию своих взглядов прямо приглашают читателей – и, по видимому, в этом ощущается влияние Brexit и возможной победы Марин Ле Пен во Франции. Ключевая цель, заключающаяся в абсолютном и нерушимом сплочении Европы, в изменившихся условиях достижима лишь непрямыми и более хитрыми методами.
Поэтому, несмотря на истинные предпочтения, президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер (Jean-Claude Juncker) официально будет продвигать, наверное, все-таки третий вариант, который означает такую себе “двухсоставную Европу”, каждая из двух частей которых двигается в нужном направлении, просто с разной скоростью. Кто желает, будет делать больше, кто не желает… Это, кстати, упростит евроинтеграционные процессы из-за снижения ряда требований, на которые “новоприбывшие” смогут перейти чуть позже, однако уравновесить это могут другими требованиями – например, в плане давления с призывом немедленного перехода на евро.
Эксперт считает, что Еврокомиссия выработала своеобразное противоядие против распространяющегося евроскептицизма – оказывается, реагировать надо просто более быстрой евроинтеграцией. Правда, для этого придется несколько сместить фокус и отойти от привычной модели германо-французского центризма в сторону большего либерализма и не столь жестких требований полноценной трансформации.
Теперь, что касается НДС. Это одна из ключевых тем. Налоговая гармонизация почти наверняка станет частью официальной программы дальнейшего развития, как это было всегда до этого. Однако если рассматривать сам налог на добавленную стоимость – единственный налог, который прямо влияет на финансирование ЕС – то у Еврокомиссии уже давно есть обширное и довольно сложное видение в его отношении. Страны-члены ЕС так и не смогли договориться относительно введения стандартизированного возврата EU VAT return, внедрять который когда-то планировали с января этого года. После этого ЕК выставила новые предложения относительно налоговой реформы, которых было много, и следовали они очень быстро для того, чтобы иметь возможность сформировать полноценную и последовательную программу.
Так, Еврокомиссия запустила три крупные консультации по теме НДС:
- “Definitive VAT system” – или “Окончательная система НДС”. Сложность с ней в том, что в настоящее время у европейских стран нет такой политической воли, чтобы внедрить у себя “окончательный” вариант новой системы НДС взамен сегодняшнему переходному варианту, и реализация этой возможности займет, по-видимому, годы, а не месяцы.
- “Smaller taxpayers” - “Малые налогоплательщики”. Еще одна предложенная возможность для МСП, осуществляющих международную торговлю. Это очень серьезный вопрос с учетом того, что малый и средний бизнес является основной частью и опорой любой экономической системы, только возникает вопрос, подойдут ли члены ЕС действительно серьезно к рассмотрению этой возможности.
- Расширение прав стран-членов ЕС на то, чтобы те сами устанавливали правила для НДС. С одной стороны, это интересная возможность, с другой – очень неоднозначная. Сегодня права на определение своих налоговых ставок в ЕС довольно серьезно ограничены (иначе бы серьезно нарушались условия работы Единого рынка, правильно?). Несмотря на это, многие страны очень громко кричат о своем праве самим определять свои ставки. Обычно источники этих выкриков следует искать в политических кругах, и имеют они исключительно политические мотивы. Сама возможность того, что Комиссия готова предоставить такую дополнительную свободу, говорит о более либеральном настрое регуляторов (с учетом “новой реальности”, о которой писалось выше), однако это также может быть и простым блефом. В политических кругах очень удобно громко обвинять Еврокомиссию в том, что она желает более высоких ставок НДС, поскольку ее доход напрямую зависит от этого. В то же время сама ЕК рассчитывает на страх отдельных стран действительно понизить НДС у себя, ведь сделав так в случае с определенными категориями товаров или услуг, от правительств этих стран могут начать требовать снижения и в отношении других товаров и услуг. Иначе говоря, они просто могут и не посметь. Но какова бы ни была реальная политическая подоплека, многие эксперты задались вопросом, а имеет ли ЕК вообще право делать такие предложения, ведь это противоречит ее обязательству всячески способствовать гармонизации и завершенности Единого рынка. Поэтому если даже пересмотр налоговых ставок и будет разрешен, процесс может увязнуть в юридических дебрях, в результате чего у европейцев, видящих такую беспомощность регуляторов, еще больше прибавится евроскептицизма.
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU