Источник: GAAP.RU
Дата публикации: 4 Августа 2017 г.
Своим информационным сообщением от 2 августа N ИС-учет-9 российское финансовое министерство разъяснило основную суть недавних изменений в стандарте ПБУ 1/2008 “Учетная политика организаций”, которые вступают в силу уже с 6 августа. Изменения в стандарт были внесены Приказом N 69н от 28 апреля этого года. В сегодняшнем информационном послании выделяются три основные цели этого: заставить организации формировать учетную политику в соответствии с МСФО, упорядочить эту практику в целом, а также привести требования стандарта в большее соответствие с нормами закона “О бухгалтерском учете”.
Так, теперь стандарт прямо оговаривает, что выбор способа ведения бухучета организация осуществляет независимо от выбора других организаций (в соответствии с федеральными и отраслевыми стандартами РФ, как этого требует ч.2 ст. 8 ФЗ “О бухгалтерском учете”). В то же время, если у компании имеется дочернее предприятие, для которого оно разрабатывает свои обязательные к применению стандарты, то в этом случае дочернее предприятие должно определять свою учетную политику, отталкиваясь от стандартов материнской организации.
Далее, апрельская редакция уточняет выбор учетной политики из множества тех, что допускаются действующими стандартами бухучета. Рассмотрены три основных случая:
- федеральный стандарт бухгалтерского учета устанавливает один способ бухгалтерского учета по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета;
- федеральный стандарт бухгалтерского учета устанавливает несколько допустимых способов бухгалтерского учета по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета;
- федеральный стандарт бухгалтерского учета не содержит допустимые способы бухгалтерского учета по конкретному вопросу ведения бухгалтерского учета.
Если с первым случаем все понятно, то во втором случае организация должна делать выбор, исходя из критериев формирования качественной информации, оговоренных в ПБУ 1/2008. В третьем же случае она должна определить учетную политику самостоятельно, но, опять-таки, по оговоренным в ПБУ 1/2008 принципам. Высшее преимущество при этом отдается МСФО, и только если даже они не оговаривают какого-либо вопроса, организация возвращается к российским стандартам по наиболее близким вопросам.
Кроме того, стандарт теперь оговаривает отступление от общего порядка формирования учетной политики в исключительных случаях, если в противном случае общий порядок приведет к представлению недостоверной информации. Чтобы иметь возможность сделать это, необходимо выполнение определенных условий:
- определены обстоятельства, препятствующие формированию достоверного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств в бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- возможен альтернативный способ ведения бухгалтерского учета, применение которого позволяет устранить указанные обстоятельства;
- альтернативный способ ведения бухгалтерского учета не приводит к возникновению других обстоятельств, при которых бухгалтерская (финансовая) отчетность организации будет давать недостоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств.
Новая редакция стандарта также оговаривает дополнительные требования к раскрытию информации в таких случаях. Теперь в нем говорится, что если организация принимает решение отступить от общей учетной политики, она обязана раскрыть в отчетности:
- наименование федерального стандарта бухгалтерского учета, устанавливающего способ ведения бухгалтерского учета, от применения которого организация отступила, с кратким описанием этого способа;
- обстоятельства, в результате которых применение общего порядка формирования учетной политики, приводит к тому, что бухгалтерская (финансовая) отчетность организации не позволяет получить достоверное представление о ее финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств, и причины наступления этих обстоятельств;
- содержание примененного организацией альтернативного способа ведения бухгалтерского учета, и объяснение, каким образом этот способ устраняет недостоверность представления финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения денежных средств;
- значения всех показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, которые были изменены в результате отступления от общего порядка формирования учетной политики, как если бы такое отступление не было сделано, и величину корректировки каждого показателя. Иными словами, организация должна включить в отчетность сравнительный анализ (сверку) всех показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые были изменены в результате описанного отступления, как если бы отступление не было сделано.
Кроме этого, новый стандарт также:
- Вводит право организации унифицировать учетную политику по МСФО и по российским правилам
- Уточняет содержание требования о рациональности
- Уточняет порядок ретроспективного отражения последствий изменения учетной политики
- Вводит обязанность раскрывать досрочное применение федеральных стандартов бухгалтерского учета
- Отменяет обязанность раскрывать в отчетности отдельные факты
- Уточняет ряд других положений
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU