Алексей Моисеев о поддержке банков и либерализации валютного контроля в интервью “Прайм”
Печать
Источник: GAAP.RU
Дата публикации: 26 Июня 2018 г.
Заместитель министра финансов Алексей Моисеев в ходе своего интервью информационному агентству “Прайм” порассуждал о важных для российской банковской среды темах – государственной поддержке оказавшимся в бедственном положении банкам, валютном контроле и страховых выплатах по вкладам.
Многим очевидно постепенно ужесточение регулирования банковского сектора в России, но в то же время нельзя было не заметить и масштабную программу помощи в виде предоставления субординированных кредитов, которая была проведена в 2015-2016 гг. Алексей Моисеев уточняет, что к настоящему времени лишь один “Альфа-банк” вернул кредит, и хотя регулятору хотелось бы, чтобы и все прочие, кто пока не высказал такого пожелания, вернули “суборды” досрочно, такой цели в качестве ориентира ЦБ себе никогда не ставил. Скорее уж ориентировался на то, чтобы стимулировать банки возвращать кредиты досрочно, но понятно, что такая возможность сейчас есть не у всех. Для того есть две основные причины: переход на новую систему регулирования (в результате чего повышается давление на капитал) и отсутствие источников для привлечения капитала. Но в целом в Минфине ориентируются на то, что возвращать субординированные кредиты банки будут в течение десяти предусмотренных договором лет. Агентство по страхованию вкладов при этом продолжит внимательно следить за тем, как банки выполняют условия программы. Продление срока теоретически возможно – допускает замминистра – но для этого понадобятся изменения в законодательстве. Впрочем, далеко не факт, что оно потребуется даже в условиях сохранения американских санкций.
Второй темой, затронутой по ходу интервью, стала возможность либерализации валютного контроля, которая ранее Минфином обсуждалась. Алексей Моисеев говорит, что тема все еще актуальна, от нее они не отказывались. Это было бы даже нелогично с учетом того, что еще год назад санкции не оказывали такого сильного влияния, но в сегодняшних условиях сохранение контроля было бы тем более вредным. Алексей Моисеев не разделяет идею, что это, мол, способствовало бы поддержанию платежного баланса. Прямой запрет на операции с инвалютой по “советскому” образцу в самом деле мог бы его поддержать, но все остальное истине не соответствует. Минфин собирается и далее последовательно придерживаться идеи полного снятия валютного контроля.
Было сказано несколько слов и в отношении возможности повышения базовой ставки отчислений в пользу фонда страхования вкладов с нынешних 0.15% до 0.2% (что раньше вроде бы поддерживало само финансовое министерство). Как оказалось, даже с учетом инициативы ЦБ по расширению системы страхования вкладов идею повышения ставки Минфин не разделяет – а равным образом и повышения отчислений во все прочие фонды (фонд страхования вкладов, фонд защиты дольщиков). Алексей Моисеев считает текущий объем страховки в 1.4 млн. руб. достаточным. Мировой опыт показывает, что стопроцентное страхование вкладов вредно, так как ведет к безответственности держателей депозитов. Если у людей вклады на большие чем 1.4 млн. руб. суммы, они всегда могут пересмотреть качество своего портфеля. Система страхования вкладов должна работать в интересах другой категории людей – тех, кто не имеет возможности оценить ликвидность выбранной ими кредитной организации. Как правило, это люди с низким уровнем финансовой грамотности.
Подробнее - на сайте Минфина
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU