МВФ предлагает пересмотреть корпоративное налогообложение в мировой экономике
Печать
Источник: GAAP.RU
Дата публикации: 11 Марта 2019 г.
Международный валютный фонд представил вчера доклад, в котором подчеркнул необходимость сохранения результатов успешного международного сотрудничества в сфере налогового администрирования - и дальнейшего развития этих положительных результатов, принимая во внимание текущие вызовы. Развивающиеся страны в докладе выделены отдельно: принимая во внимание их особые обстоятельства, авторы доклада исследуют различные, обсуждаемые ныне возможности дальнейшего развития международной налоговой системы, призванной обеспечить (повсеместно - но особенно в бедных развивающихся странах) адекватную собираемость корпоративных налогов, уплачиваемых международными компаниями.
Сегодняшнее состояние международных соглашений в отношении корпоративных налогов обсуждалось исполнительным советом МВФ 21 февраля. Тогда же были озвучены конкретные шаги по их дальнейшему развитию, включая те из них, которые обсуждаются сегодня на более широкой международной арене (с этой точки зрения наработки МВФ могут считаться его вкладом в международные дебаты, что идут сегодня).
Следует помнить, что Международный валютный фонд не занимается разработкой стандартов, это не его стезя. Если говорить о стандартах международной налоговой системы, то тут на ум в первую очередь приходит План действий по противодействию размытию налоговой базы и перемещению прибыли (BEPS) от ОЭСР. Однако обсуждения, проводимые сегодня в МВФ, могут и, наверное, даже должны считаться ценным добавлением к этой работе, с учетом масштаба этой организации и компетенций ее членов.
Результаты последнего анализа отталкиваются от итогов более раннего анализа 2014 года, которые уже тогда отмечали макроэкономическую важность международных соглашений в отношении корпоративного налогообложения и особую уязвимость бедных развивающихся стран перед перемещением прибыли.
Известный британский эксперт Ричард Мерфи (Richard Murphy) в своем финансовом блоге Tax Research UK называет основной призыв опубликованного доклада правильным, хоть и несколько тусклым. Он приводит слова директора-распорядителя Международного валютного фонда Кристин Лагард (Christine Lagard), сказанные Financial Times: она заявила, что довлеющее в обществе мнение, что крупные международные корпорации платят сегодня недостаточно налогов, требует срочных мер. По ее мнению, этот призыв к действиям очень актуален, поскольку продолжающееся на протяжении трех десятков лет снижение ставок корпоративных налогов и легкость, с которой международные компании уклоняются от налогов, подрывают доверие к справедливости международной налоговой системы.
“Очевидно, нам нужно фундаментальное переосмысление международного налогообложения”, - подводит итог Кристин Лагард, отмечая различные варианты такого переосмысления, предложенные в вышедшей на днях публикации от МВФ. Всех их она относит к трем основным категориям. Первая - это меры против перемещения прибыли и способствующие налоговой конкуренции; вторые направлены на преодоление законодательных и административных барьеров для реформы; третьи касаются как раз бедных развивающихся стран и призваны обеспечить полную защиту их интересов.
Ричард Мерфи не может хотя бы отчасти не согласиться с вышесказанным, поскольку и он со своими коллегами работал по тому же направлению в течение долгого времени. Но у британского эксперта есть некоторые замечания, которые касаются двух упомянутых выше путей реформы.
Во-первых - это создание схем минимального налогообложения, снижающих возможности для перемещения прибылей в низконалоговые юрисдикции. При таком подходе в стране, где находится главный офис международных компаний, налоги будут взиматься хоть в каком-то минимальном объеме вне зависимости от того, где именно эта компания получает основную прибыль.
Во-вторых - это создание систем, с которыми в полном объеме будет облагаться налогами обычная прибыль с основной деятельности в странах, где она имеет место, а оставшаяся прибыль будет распределять между остальными юрисдикциями и облагаться налогами там. Получится такое себе “распределение остаточной прибыли”, хотя придется подумать еще над тем, как определять эти “сверхнормальные” прибыли. Вероятно, для нее потребуется отдельная формула, и почти наверняка для нее также нужны будут международные многосторонние соглашения.
Сам Ричард Мерфи поддерживает больше первый вариант - так было всегда, и его отношение не поменялось. Он также поддерживает справедливое распределение налогообложения по странам с помощью специальной формулы. В чем же источник его беспокойства здесь? Во-первых, в том, что слишком сильное лобби у других вариантов реформы, которые, очевидно, ни к чему полезному не приведут.
А второе замечание исходит из трех основных целей корпоративного налогообложения. Первая из них заключается в защите налоговой базы по налогу на прибыль. Вторая - в налогообложении капитала, а третья - в отнесении налоговой выручки на юрисдикции, где происходит добавление стоимости. Но дело в том, что первые две цели имеют очень национальный характер по своей сути, хотя и могут иметь также международные последствия. Излишний акцент на международных аспектах корпоративного налогообложения приведет к тому, что о первых двух “национальных” целях (защита налогооблагаемой прибыли против размытия, налогообложение капитала) могут просто забыть.Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU