Источник: GAAP.RU
Дата публикации: 3 Апреля 2019 г.
По многим аспектам управление рисками предприятия - enterprise risk management (ERM) – сегодня понимают намного лучше, чем десять лет назад. Несмотря на это, по-настоящему эффективные, устойчивые системы отлажены далеко не у всех.
“Надзор за состоянием риска” (The State of Risk Oversight) – это ежегодный опрос среди лидеров американского бизнеса, проводимый совместными усилиями Государственного университета Северной Каролины и Американского Института сертифицированных общественных бухгалтеров (AICPA). Поскольку ему уже 10 лет, можно делать выводы и наблюдать определенные тренды.
Самый последний опрос провели среди примерно 450 финансовых директоров и руководителей на аналогичных позициях - представителей компаний разных отраслей и размеров. У 16% из них, например, годовая выручка составляет менее $10 млн., а у 14% - напротив, более $10 млн.
Деловое издание “Journal of Accountancy” отмечает, что если смотреть в среднем, более крупные и биржевые компании подходят к управлению рисками более формально, но все равно даже им предстоит сделать еще немало. В отчете говорится, что, несмотря на явные признаки того, что усилия менеджеров в отношении корпоративных рисков на протяжении всех этих лет стабильно росли, даже сейчас остается заметный простор для улучшений в том, что касается обнаружения, управления и мониторинга рисков, которые возникают неожиданно и влияют на способность организаций в достижении поставленных стратегических задач.
Отчет предлагает несколько ключевых тем, которые организациям стоит принять во внимание в процессе разработки, улучшения или простой оценки эффективности своих ERM-систем:
- Усложнение процесса управления рисками. Примерно 60% респондентов подтвердили, что объем и сложность рисков на протяжении последних 5 лет сильно выросли. Возникают новые риски, появляются новые “цифровые” конкуренты на рынке – в результате, по признанию многих, они часто оказываются застигнутыми врасплох в сегодняшнем быстро меняющемся деловом, политическом и регулирующем окружении. Что интересно, ровно десять лет назад, с приближением окончания мирового финансового кризиса, точно так же отвечала примерно та же доля респондентов - 62%.
- Внешние стейкхолдеры желают более активного участия в управлении рисками. Это общий тренд, который не ограничивается недавним полностью реальным случаем в США, когда группа инвесторов напрямую вмешалась в управление и стратегии компании, назначив новых директоров американской розничной сети Bed Bath & Beyond, тем самым “наказав” компанию за необоснованно высокие бонусы топ-менеджерам (к тому же пребывающим на своих постах слишком продолжительный срок) и постоянные провалы с реализацией стратегии. Согласно сегодняшнему отчету, большинство респондентов даже среди некоммерческих организаций (57%) признают растущее давление извне на исполнительных лиц, требуя от них больше информации по рискам. У крупных коммерческих организаций такой процент ответов несравнимо больше – 75%, а в целом по выборке – 59%.
- Исполнительные лица и члены советов директоров получают больше информации, однако процесс отчетности остается неформальным. Только у 35% подход к мониторингу рисков – формальный, систематичный и отлаженный, с периодической отчетностью по его итогам на уровне совета директоров. У остальных же все локализовано и не структурировано.
- Для преодоления препятствий на пути реализации процессов риск-менеджмента необходимы стратегии. Среди таких “препятствий” в отчете называют несколько, и самые распространенные из них следующие:
- “мониторинг рисков осуществляется иными путями кроме системы ERM” (51%)
- “слишком много срочных вопросов” (34%)
- “отсутствуют запросы на изменения наших текущих подходов к риск-менеджменту” (33%)
- “некому возглавить инициативу” (26%)
- “не видим, чтобы выгоды от этого перевешивали расходы” (22%)
Сущность всех этих препятствий на пути реализации эффективной системы ERM за 10 лет мало изменилась – говорится в отчете. Однако изменились риски и их масштаб. Если задуматься, Uber был основан в марте 2009 года – очень мало по космическим меркам. А Airbnb – летом 2008. Сегодня это уже прочно укоренившийся бизнес, который не сдвинуть. И такие новые участники появляются во всех отраслях буквально каждый день. Вот почему крупные компании и биржевые компании (52% и 50%, соответственно) больше других беспокоятся по поводу технологических инноваций, способных привнести кардинальные изменения в привычные бизнес-модели.
По материалам: “Journal of Accountancy”
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU