Источник: BFM.RU
Дата публикации: 1 Июля 2019 г.
Центробанк обсуждает с пенсионными фондами возможность приостановки переходов клиентов из одного фонда в другой. Эксперты считают, что действующие правила позволили развиться недобросовестным практикам, в связи с чем клиенты несут миллиардные убытки
На пенсионном рынке, похоже, снова могут измениться правила. Речь идет о том, чтобы участники рынка неформально договорились не привлекать новых клиентов, а точнее, не переманивать их друг у друга, пишет газета “Коммерсантъ”.
Возможную заморозку переходной кампании стали активно обсуждать с начала года. В Центральный банк обратились две ассоциации негосударственных пенсионных фондов — АНПФ и НАПФ — с идеями законодательно ограничить переходы граждан из одного фонда в другой, не касаясь переходов из Пенсионного фонда России в негосударственные пенсионные фонды, рассказывает президент АНПФ Сергей Беляков.
Сергей Беляков, президент Ассоциации негосударственных пенсионных фондов (АНПФ): “Смысл обращения в том, что мы и Центральный банк фиксируем большое количество злоупотреблений при переходе граждан из одного негосударственного пенсионного фонда в другой. И для того, чтобы это не приводило к потере инвестиционного дохода при так называемом досрочном переходе, то есть раньше чем через пять лет после оформления договора с фондом, родилась у обеих ассоциаций идея каким-то образом законодательно ограничить возможность таких досрочных переходов. И Центральный банк, насколько я понимаю, обсуждает эту идею”.
Есть разные взгляды на то, как может быть реализована такая заморозка. С одной стороны, фонды могут отказаться от всей активности по привлечению новых клиентов. А в том случае, если гражданин действительно хочет сменить фонд, такая возможность у него сохранится при условии четкого понимания последствий такого перехода, а именно потерь всего накопленного инвестдохода, которые уже исчисляются сотнями миллиардов рублей, говорит генеральный директор компании «Пенсионные и актуарные консультации» Евгений Якушев.
Евгений Якушев, генеральный директор компании “Пенсионные и актуарные консультации”: “Это проблема конструкции системы гарантирования, которую создавали в 2014 году, а чуть позже заморозили новые пенсионные взносы, и из относительно аккуратной формы таких штрафов часть инвестдохода люди теряли при переходах. Теперь они теряют фактически весь прирост, который у них был. Поэтому проблема большая. Ведутся не то чтобы переговоры, ведется обсуждение с разных позиций, как можно изменить систему. Центральный банк находится в сложной ситуации. С одной стороны, граждане должны иметь возможность сменить негосударственный пенсионный фонд, с другой стороны, очевидно, что текущие правила игры позволили развиться недобросовестным практикам, когда агенты недосказывают, не полностью информируют людей, а иногда просто подделывают их подписи на документах. И такие недобросовестные практики стали такими большими, что не реагировать Центральному банку нельзя”.
Многие клиенты при смене НПФ руководствуются доходностью: выбирают те фонды, которые за последний год или несколько лет заработали больше остальных. Но когда при смене НПФ такой клиент теряет инвестдоход за три или четыре года, такой переход теряет какой-либо экономический смысл. Но, похоже, что для реализации такой заморозки менеджменту НПФ придется отказаться от бонусов, которые зачастую привязаны к показателям прироста количества новых клиентов, а акционерам — забыть о планах по увеличению клиентской базы. Есть риск, что эти тонкие моменты могут усложнить и без того непростой вопрос.
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU