Источник: GAAP.RU
Дата публикации: 17 Июля 2019 г.
“Ведомости” комментируют сегодня предложенные поправки к закону “О национальной платежной системе”, которые разрешат Банку России при необходимости определять предельный процент за эквайринг – расчет картами в торговых точках. Во втором чтении закон будут рассматривать уже через несколько дней, 23 июля. И хотя регулятор обещает прибегать к этому праву исключительно при необходимости, пока неясно, что тут имеется в виду, и насколько часто она будет возникать. ЦБ также может получить право определять предельный размер комиссии за переводы с карты на карту.
Проценты за эквайринг снимаются с розничных точек продаж банками. Представители данной отрасли давно просили о снижении этих процентов (в пределах 1-3% от величины покупки) на законодательном уровне. Это на самом деле немалые суммы, а банки такому положению вещей рады, ведь благодаря высоким процентам они могут развивать программы лояльности клиентов и возвращать часть полученных средств клиентам в виде кэшбэка.
Тема снижения комиссий за эквайринг так или иначе остается в информационном поле примерно с ноября прошлого года, после того как вице-премьер Дмитрий Козак провел встречу с ритейлерами. Предприятия розничной торговли обратились к правительственному чиновнику с просьбой зафиксировать проценты на гораздо более низких уровнях – 0.2% в случае с дебетовыми картами и 0,3% в случае с кредитными. А уже в этом году, в феврале, бизнес жаловался на ситуацию Владимиру Путину, называя эквайринг “квазиналогом” на ритейлеров. Однако некоторые представители банковского сообщества (как пишут “Ведомости”, среди них были и Михаил Задорнов, и Герман Греф) опровергли завышенные цифры, которые называли президенту ритейлеры – тем самым, по их словам, введя главу государства в заблуждение.
В принципе, в ЦБ отношение к регулированию эквайринга также не всегда однозначное. Против, в частности, выступала первый заместитель председателя Ольга Скоробогатова, которая также является куратором НПС. Она тоже посчитала, что названный Путину размер комиссии был завышенным. С определением комиссий за эквайринг на законодательном уровне решили повременить, а как компромиссный вариант – предложить платежным системам снизить получаемый с предприятий розничной торговли “интерчейндж” (собственно, комиссию, которую забирает себе банк-эмитент) в случае с социально важными отраслями, такими как фармацевтика или образование.
Однако глава Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов настаивает, что в исключительных случаях Банк России все-таки должен иметь право на вмешательство, потому что сейчас ситуация пока тупиковая. Проблема высоких комиссий, по его словам, так и не решена, и хотя призыв о снижении интерчейнджа для социальных отраслей типа образования было выполнено, это все же лишь малая часть сектора розничной торговли.
Глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков настаивает, что, как это и представлялось ранее, определять цены на эквайринг должна “невидимая рука рынка”, и так все будет и далее. Право для ЦБ на вмешательство должно оставаться как напоминание о том, что будет, если участники рынка не смогут договориться сами. Однако Аксаков лично не думает, что Центробанк вообще когда-нибудь прибегнет к такому праву.
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU