Источник: Российская газета
Дата публикации: 13 Декабря 2019 г.
Число пользователей Рунета по итогам года может достичь 96 миллионов человек, а его вклад в экономику - 4,7 триллиона рублей. Такой прогноз "Российской газете" дал директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко в кулуарах Недели российского интернета (RIW 2019) в Москве.
Работа, общение с друзьями и родственниками, покупки, развлечения - Сеть обеспечивает все. Но она же делает нашу жизнь прозрачной. И здесь возникает вопрос: интернет - это еще возможность или уже угроза? В той или иной вариации он звучал практически на каждой тематической сессии первого дня RIW-2019.
К сожалению, Рубикон, когда интернет представлял собой только возможности и никаких рисков ни для человека, ни для бизнеса, ни в целом для государства, уже пройден, отметил Сергей Плуготаренко. "По нашим оценкам, это произошло в 2014-2015 годах. И государство ведь одновременно с нами это осознало. Первые попытки регулирования появились как раз в то время", - напомнил он.
Развитие технологий всегда будет сопряжено с рисками. Конечно, регулирование в этом случае важно, но также важно, чтобы оно не было чрезмерным, указывает директор Координационного центра доменов .RU/ .РФ Андрей Воробьев. "Чем больше мы усиливаем регулирование, тем больше сокращаем экономический эффект от развития технологий", - считает он.
По мнению Воробьева, идеальный вариант, когда правила игры для себя сначала определяют сами участники рынка, а потом к регулированию при необходимости подключается государство. Не исключено, что в России появится такая практика. На Неделе российского интернета был подписан Кодекс этики использования данных. Его разработали Институт развития интернета (ИРИ) и Ассоциация больших данных. По словам президента ассоциации Анны Серебряниковой, бизнес впервые сам выступил с инициативой ввести саморегулирование и взять на себя дополнительные обязательства.
Например, в Кодексе признается недобросовестной практикой сбор персональных данных, вводящий пользователей в заблуждение относительно того, что они участвуют в исследовании рынка. Использование данных для таргетированного маркетинга (когда реклама опирается на интересы пользователя в интернете) кодекс называет добросовестной практикой, если есть возможность отказаться от получения основанных на таком маркетинге предложений. Сейчас контекстная реклама фактически ничем не ограничена.
Кодекс включает в себя принципы профессиональной этики при сборе, обработке и использовании данных. Прежде всего, это добросовестность и защита интересов граждан. Он распространяется на работу со всеми разновидностями данных: от пользовательских до промышленных.
Документ также предполагает создание и ведение Реестра добросовестных участников. В состав Кодекса входит “Белая книга”, в которой собраны примеры ответственного поведения в отношении обращения с данными.
В рамках Кодекса будет создан совет по этике работы с данными, он будет определять перечень добросовестных практик и наполнять "Белую книгу" конкретными примерами. Координационным центром Совета по совершенствованию практик работы с данными станет Аналитический центр при правительстве РФ, в совет также войдут представители других государственных организаций.
К кодексу уже присоединились такие компании, как "Газпром-Медиа Холдинг", "Яндекс", "МегаФон", Тинькофф Банк, Сбербанк, Газпромбанк, oneFactor, Группа QIWI, Mail.ru Group, Группа ВТБ, "ВымпелКом", "Ростелеком", МТС.
"Создание Кодекса этики - важная веха для отечественной индустрии данных. Как показывает практика, лучше всего применяются и соблюдаются те нормы и принципы, которые выработаны самими участниками отношений", - отметил председатель правления ИРИ Сергей Петров.
"Подписание подобных кодексов в высокотехнологичных отраслях, возможно, единственный способ регулирования. Технологии развиваются так быстро, что установить жесткие правила на этом рынке невозможно", - сказала Анна Серебряникова.
Она добавила, что Кодекс - документ для саморегулирования, он не носит жесткого административного характера. "Следить за соблюдением Кодекса будет совет, но он не предполагает использования инструментов государственного контроля", - уточнила Серебряникова.
Автор: Юлия Кривошапко
Теги: Ассоциация больших данных Институт развития интернета ИРИ Кодекс этики использования данных персональные данные сбор больших данныхКомментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU