Источник: BFM.RU
Дата публикации: 16 Апреля 2020 г.
Сейчас уже не время мечтать о сбалансированных бюджетах и соблюдении ранее принятых бюджетных правил. Ситуация в экономике может стать критически беспрецедентной за все время после распада СССР
Перед совещанием с правительством Владимир Путин объявил о новых мерах поддержки бизнеса, в том числе МСБ. Прежде всего, тем компаниям, которые ведут торговлю непродовольственными товарами. Будет предоставлена прямая безвозмездная помощь от государства. “Эти средства предприятия смогут направить на решение текущих неотложных задач: на выплату зарплат, на сохранение уровня оплаты труда своих сотрудников в апреле и мае”, — сказал Путин.
Объем поддержки будет рассчитываться с учетом общей численности работников компании на 1 апреля 2020 года, исходя из суммы 12 130 рублей на человека в месяц. Обращение за помощью должно быть простым и удобным, с возможностью подачи дистанционной заявки, отметил президент. Правительство должно предусмотреть, что направлять такие заявки бизнес сможет с 1 мая.
“Единственным обязательным условием для получения такой помощи является максимальное сохранение занятости — не менее 90% штата на 1 апреля. В этом случае финансовая помощь от правительства поступит на счет организации, начиная с 18 мая, а средства за май придут в июне”, — сказал Путин. Также авиаотрасли будет выделено 23 млрд. рублей. Можно ли считать эти меры достаточными?
Российское правительство переходит к прямой поддержке в том числе малого и среднего бизнеса. И это, в принципе, правильно. По аналогии с тем, как это начали делать в странах Европы, Америки и Азии одновременно с введением жестких карантинных мер. Поступление российского пакета помощи заметно запаздывает, но у нас и нарастание эпидемии отстает от европейских стран примерно на месяц или больше.
Важно, что государство в лице Внешэкономбанка берет на себя гарантию по зарплатным кредитам бизнесу в размере 75%. Это не так смело и размашисто, как в большинстве стран ЕС и в США, но уже большой шаг вперед по сравнению с мерами, которые озвучивались еще недели две назад.
К примеру, в США государство также предоставляет кредиты малым и средним предприятиям — это те, у которых численность до 500 человек. На тех условиях, что если они сохраняют занятость, то через три месяца кредиты списываются полностью.
В Великобритании, Испании и ряде других стран Европы государство сразу взяло на себя прямую выплату не менее 75% зарплаты сотрудникам простаивающих из-за эпидемии предприятий, без всяких кредитов. Также во многих странах практикуют прямые выплаты как потерявшим работу, так и тем, кто считается самозанятым, но заняться им сейчас нечем.
Если в Германии для последних это могут быть выплаты по 5-6 тысяч евро единовременно, то в Италии — по 600 евро в месяц. В Австрии для бизнеса и физических лиц, по сути, был введен уведомительный порядок: люди и компании малого бизнеса сами обозначили свои потребности, и им перевели деньги фактически по их запросу.
Представить себе такое в нашей стране решительно невозможно. Прежде всего, в силу высочайшего взаимного недоверия между чиновниками и населением. Последнее обстоятельство может стать решающей преградой на пути к тому, чтобы выделяемые сейчас государством пакеты помощи вовремя дошли до тех, кто в них нуждается, с минимальными бюрократическими издержками.
Российская бюрократия, признаемся, не привыкла работать в таких условиях. Сегодняшняя ситуация становится стресс-тестом для всей российской системы госуправления. От чиновников требуется действовать максимально быстро и гибко, с минимумом формальностей.
Всякая задержка с выделением людям и бизнесам денег буквально с каждым днем сейчас может умножать экономические трудности, которые потом ликвидировать будет в разы дороже. И список пострадавших в нынешней ситуации бизнесов, конечно же, гораздо шире, чем только предприятия, торгующие непродовольственными товарами. Дело даже не в значимости тех или иных компаний и целых сфер производства или услуг, а в том, что за ними — миллионы, десятки миллионов людей, которые сталкиваются с резким сокращением доходов или лишаются их вовсе.
Уже поступали сигналы о том, что объявленные ранее, в том числе президентом, меры пробуксовывают из-за многочисленных оговорок и обставляются такими условиями, которые делают их для многих недоступными. Например, в Москве многие жаловались, что не могут в реальности получить 19 500 рублей, объявленные в качестве пособия по безработице.
В столице также зарегистрировано более 190 тысяч самозанятых. Они пока не были охвачены программами помощи. Сейчас столичные власти выделяют дополнительно 7 млрд. рублей на поддержку москвичей, оставшихся без работы, обещая максимально упростить процедуру получения помощи, чтобы деньги дошли за два-три дня.
Логично, чтобы следующим шагом правительства стала прямая финансовая помощь максимальному числу людей, попавших в трудную ситуацию в связи с коронавирусом. При этом, скорее всего, уже без жесткой ориентации на размеры так называемой кубышки, а в том числе за счет наращивания госдолга и с помощью Центробанка.
Сейчас уже не время мечтать о сбалансированных бюджетах и соблюдении ранее принятых бюджетных правил. Ситуация в экономике может стать критически беспрецедентной за все время после распада СССР. Реальной альтернативой прямой помощи бизнесам и людям на фоне массового банкротства компаний и многомиллионной безработицы станет такой вал взаимных неплатежей, который похоронит под собой всю экономическую модель, какой мы ее знаем после 1990-х годов.
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU