ЕАК презентовала новый квалификационный экзамен на получение квалификационного аттестата аудитора

print
Печать

Источник: АНО “Единая аттестационная комиссия”

Дата публикации: 7 Июля 2020 г.


19 июня 2020 года состоялась онлайн-презентация нового квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора в Российской Федерации, вступившего в действие 31 марта 2020 года.

В Круглом столе “Новый квалификационный экзамен на получение квалификационного аттестата аудитора как развитие национальной системы профессиональной квалификации в сфере аудита в Российской Федерации”, проведенном Единой аттестационной комиссией на базе Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, приняли участие представители Минфина России, Банка России, Казначейства, профессиональных общественных объединений в сфере аудита и бухгалтерского учета, международного института внутренних аудиторов, аудиторские компании, образовательные и научные учреждения, общественные организации, студенты и молодые специалисты, заинтересованные в развитии своих профессиональных компетенций и будущей карьеры.

По словам главного методиста Единой аттестационной комиссии, профессора Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова Наталии Казаковой, разработка нового квалификационного экзамена проводилась по поручению Правительства Российской Федерации, под руководством Минфина России, в результате была проведена большая работа и, по существу, создана собственная национальная система квалификационной аттестации аудиторов, полностью соответствующая требованиям международных стандартов образования аудиторов к компетенциям аудиторских кадров.

Эксперты Единой аттестационной комиссии представили особенности программы каждого модуля в сравнении с ранее действовавшим квалификационным экзаменом, раскрыли новые источник для подготовки, а также примеры экзаменационных заданий по конкретным модулям на разных этапах квалификационного экзамена, рассмотрели подходы к решению экзаменационных билетов, акцентировали внимание претендентов и учебных центров на методических материалах, разработанных Единой аттестационной комиссией для подготовки к экзамену и размещенных на ее официальном сайте.

Впервые был представлен модуль “Комплексная задача” по третьему этапу квалификационного экзамена. Цель модуля - оценить способность будущего аудитора анализировать и оценивать влияние различных обстоятельств (факторов) на выполнение аудиторского задания и составление аудиторского заключения. Комплексная задача воспроизводит практическую ситуацию, связанную с аудиторской деятельностью, в которой претендент должен выступить в роли аудитора. Решение задачи требует от претендента владения компетенциями всех модулей второго этапа, а также профессиональными навыками, необходимыми аудитору, в конкретной ситуации, связанной с аудиторской деятельностью.

При сохранении общего подхода к решению ситуационной задачи (анализ приведенных в сценарии фактов, влияющих на формирование мнения аудитора по результатам аудита) особенностью нового формата является включение в задание вопросов по праву, финансам, управлению рисками, внутреннему контролю и управленческому учету, налогообложению, от правильного решения которых зависит формирование мнение аудитора. При составлении задания разработчики максимально используют реальные ситуации из аудиторской практики. Однако с учетом ограничения времени экзамена подход упрощения задания сохранен. Также сохранен подход оценки знаний Международных стандартов финансовой отчетности.

В заключение Круглого стола директор Единой аттестационной комиссии Ирина Красильникова сказала, что «несмотря на значительные трудности, вызванные пандемией, 13 апреля Единая аттестационная комиссия открыла регистрацию на новый экзамен. На сегодняшний день зарегистрировано более 1200 претендентов, желающих сдать экзамен. Среди них более 250 претендентов получили зачет первого этапа экзамена по итогам успешно сданного компьютерного тестирования в рамках ранее действовавшего экзамена».

Наталия Казакова отметила, что востребованность нового экзамена обусловлена возрастанием социальной значимости, ответственности профессии аудитора, расширением сфер применения аудита и процедур, обеспечивающих уверенность общества в достоверности бизнес-информации. Это подтверждают и исследования крупнейших аудиторских компаний, и глобальный отчет МФБ за 2019 год, в котором отмечено, что происходящие изменения и усложнения хозяйственных процессов, цифровизация экономики вносят изменения в бизнес-модели компаний. И это требует изменения и появления новых компетенций у аудиторов. Сегодня аудиторам нужно быстро развиваться и быстро адаптироваться.

Единая аттестационная комиссия высказала слова огромной благодарности всем членам рабочей группы по разработке нового экзамена, экспертам, международным квалификациям, аудиторским компаниям, предоставивших свои кадры для участия в разработке экзамена, а также в организации проведения пробных экзаменов.

Кроме того, Единая аттестационная комиссия перед сессией планирует провести вебинары для учебных центров и претендентов, для того, чтобы более подробно осветить новые, сложные темы программы экзамена по всем модулям и ответить на конкретные вопросы претендентов.

Теги: аудит аудиторское зада Единая аттестационная комиссия квалификационный аттестат аудитора квалификационный экзамен международные стандарты образования аудиторов национальная система квалификационной аттестации аудиторов профессиональная квалификация

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru