Шохин: “Увеличение налогов на твердые и полезные ископаемые в 3,5 раза - это удар ниже пояса по этим отраслям”

print
Печать

Источник: BFM.RU

Дата публикации: 16 Сентября 2020 г.

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей заявил Business FM, что инициатива Минфина может дорого обойтись крупному бизнесу

Минфин придумал, как поправить бюджет после пандемии более чем на 1,8 трлн. рублей. Налоговые изменения по планам министерства затронут, в том числе, крупный бизнес. Как пишет газета “Коммерсантъ”, “в секретном режиме” Минфин решил со следующего года повысить в 3,5 раза налог на добычу некоторых удобрений и руд цветных металлов. Акции некоторых металлургических и химических компаний отреагировали падением на Мосбирже.

Также Минфин намерен пересмотреть параметры ряда льгот для нефтяников, изменить параметры налога на дополнительный доход от добычи углеводородов и ряд других мер. Крупному бизнесу инициатива Минфина может дорого стоить, заявил Business FM президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин.

— Во-первых, по критерию несоответствия этого предложения обещанию президента объявить мораторий на повышение фискальной нагрузки. Хотя Минфин это называет маневром в связи с тем, что и для малого бизнеса был ряд послаблений, в том числе в контексте антикризисных, антикоронавирусных мероприятий, и по страховым взносам, и по налогам, и по IT-сектору и так далее, и в этой связи Минфин нашел источник для такого рода налоговых послаблений для этих секторов в виде повышения налогов на ресурсоемкие сектора экономики, а это откровенное повышение налогов на те сектора, которые, во-первых, не восстановились еще после кризиса, во-вторых, у них могут возникнуть в ближайшее время и сложности, связанные с экспортом. Поэтому фактически увеличение налогов на твердые и полезные ископаемые в 3,5 раза — это удар ниже пояса по этим отраслям в условиях, когда мы на протяжении многих месяцев обсуждаем вопрос о повышении инвестиционной активности, и в основном за счет этих секторов: это и металлы, и минеральные удобрения, и так далее. И в этой связи непонятно, чего же хотят Минфин и правительство — повысить инвестиционную активность и приблизить начало реального восстановления экономики в условиях, когда даже самые оптимистические прогнозы дают цифры минус 4-5% в этом году и в лучшем случае плюс 1-2% в следующем. То есть для полного восстановления экономики понадобится, как минимум, два-три года, и в этих условиях надо всячески стимулировать активность, а не забирать дополнительный доход.

— Если мы правильно понимаем, рассматривался, кроме повышения налогов, вариант использовать средства Фонда национального благосостояния. Как вы думаете, почему он в итоге рассматривается во вторую очередь, если рассматривается вообще?

— Для Минфина ФНБ, бюджетные правила и так далее — это священные коровы, которые считаются основой финансовой макроэкономической стабильности. Поэтому, учитывая, что и без этого государственный долг у нас растет по отношению к ВВП, хотя никаких “красных линий” он не переходил, в этих условиях надо действительно искать оптимальную траекторию, и в этой оптимальной траектории как раз повышение налогов на потенциально налогоемкие в будущем отрасли экономики должно быть последней линией обороны, но не первой линией наступления, как получается у Минфина.

Если эффект для бюджета и будет, то краткосрочный, говорит советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие брокер» Сергей Хестанов. По его мнению, повышение налогов неизбежно приведет к снижению экономической активности и, как следствие, последующему спаду ВВП.

Сергей Хестанов, советник по макроэкономике генерального директора компании “Открытие брокер”: “Оборотной стороной является то, что нефтяники могут отказаться от реализации многих ранее запланированных проектов. Естественно, если налоговая нагрузка окажется непосильной для нефтяных компаний, первое, что пойдет под сокращение — это инвестиции в будущую добычу. Как следствие, у нас начнет падать добыча нефти, что достаточно драматично не только для нефтяной отрасли, но и для бюджета в целом. Последствия каких-то серьезных решений в налоговой сфере не всегда совпадают с тем, что ожидают инициаторы этих последствий. Мы прекрасно знаем, что, когда была повышена фискальная нагрузка на индивидуальных предпринимателей несколько лет назад, у нас вдруг за короткое время 400 тысяч индивидуальных предпринимателей исчезли. В области добычи минерального сырья работают крупные компании, возможно, им придется пересмотреть свою стратегию, и не факт, что этот пересмотр приведет к тому, что поступления в бюджет вырастут. Когда экономический рост отрицательный, когда привлекать крупные средства достаточно сложно, большой альтернативы у государства нет. Государству необходимо либо нарастить налоговые поступления, либо сократить расходы. Оба решения достаточно болезненные. Рост налогов тормозит и без того тормозящую экономику и наносит удар по бизнесу. Сокращение расходов, соответственно, ведет к тому, что многие бюджетозависимые граждане, многие бюджетозависимые бизнесы начинают испытывать те или иные проблемы. Поэтому в любом случае это компромисс, и компромисс достаточно тяжелый и неприятный. Но дефицит федерального бюджета составляет около 5%, заметно больше, чем условно безопасный уровень 3%, поэтому, скорее всего, придется действовать по двум направлениям”.

В числе планируемых изменений ранее анонсированные: введение НДФЛ на доходы с депозитов и облигаций, а также переход к прогрессивной шкале. Еще одна чувствительная мера: запланировано повышение акциза на табачные изделия сразу на 20%. Обычно рост акцизов составлял 3-5% в год. Это будет самое большое за всю историю отрасли в России увеличение ставки акциза, говорят участники рынка. Пачка сигарет подорожает в среднем на 20 рублей. 

Но планы Минфина собрать побольше денег с табачников не сбудутся — и не потому, что россияне станут меньше курить из-за подорожавших сигарет, говорит директор по взаимоотношениям с госорганами компании Imperial Tobacco Александр Александров.

Александр Александров, директор по взаимоотношениям с госорганами компании Imperial Tobacco: “Повышение, которое предлагает правительство — это рекорд. На наш взгляд, это достаточно рисковое мероприятие по нескольким причинам. Такое большое повышение приведет к значительному росту нелегальной продукции. При наличии альтернатив нелегальных поставок из стран Таможенного союза, где сигареты, наверное, в два раза дешевле, чем легальные российские, произойдет очередной скачок роста нелегального рынка. Это приведет к потере легальных объемов и к потере налогооблагаемой базы. И в итоге планы правительства по увеличению доходной части бюджета за счет 20-процентного роста акциза будут нивелированы. Мы считали, мы моделировали ситуацию по повышению акциза, и оптимальный вариант находится в районе от 8% до 12%. В этом случае бюджет может получить 630 млрд. поступлений акцизов. За последние пять лет стоимость сигарет увеличилась в несколько раз, и начиная с 2015 года, когда уровень нелегальной продукции находился в пределах 1-2%, он вырос к 2020 году до уровня 13-15%. Сейчас основная часть стоимости сигарет — это косвенные налоги, которые включают в себя акциз и НДС. Она для сигарет нижнего ценового сегмента достигает 70%, а для более дорогих находится в пределах 45-50%. Это доля, которую получает государство”.

В начале этого года во время послания Федеральному собранию президент Владимир Путин обещал в течение шести лет не менять налоговые условия для бизнеса. Вот как прокомментировал на этом фоне планы Минфина пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.

Дмитрий Песков, заместитель руководителя администрации президента — пресс-секретарь президента РФ: “Первое: никаких решений пока не принималось. Разумеется, Минфин действует сообразно обстоятельствам, которые сложились в результате беспрецедентной пандемии и мирового экономического кризиса, который был этой пандемией спровоцирован. Ведется экспертное обсуждение, действительно, Минфин, который сталкивается с дефицитом бюджета, ищет источники для увеличения доходной части бюджета. Это совершенно нормальный процесс. И второе: безусловно, есть определенные планы, но есть реальность, с которой мы сталкиваемся в жизни. Я возвращаюсь здесь к части первого пункта, действительно, всемирная экономическая конъюнктура носит достаточно драматический характер, это не может не сказываться на нашей экономике. Хотя благодаря принимаемым мерам удается все-таки как-то минимизировать негативные последствия от экономического кризиса. Но мы, к сожалению, несвободны все-таки от тех проявлений нестабильности, которые сейчас есть”.

Правительство также решило пойти на резкое увеличение госзаимствований для поддержки экономики и покрытия дефицита федерального бюджета. В результате уровень госдолга к концу 2023 года превысит 21% ВВП, сообщает РБК. По итогам прошлого года он составлял 12,3%. В структуре госдолга большую часть составят внутренние заимствования.

Пакет бюджетных документов рассмотрят на заседании правительства 16 сентября. До конца месяца проект трехлетнего бюджета должны внести в Госдуму.

Теги: крупный бизнес малый бизнес Минфин налоговые послабления повышение инвестиционной активности повышение налогов повышение фискальной нагрузки полезные ископаемые страховые взносы Фонд националь

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru