Источник: GAAP.RU
Дата публикации: 11 Августа 2010 г.
Американские аудиторские компании, не брезгающие теневыми методами учета на гране с откровенным финансовым мошенничеством, все больше рискуют: их собственные сотрудники или же внутренние аудиторы компаний-клиентов имеют большой стимул донести на них регулирующим властям. По мере того как растет соблазн манипуляций с отчетностью в условиях нестабильной экономики, главный регулятор аудиторской профессии в США – Совет по надзору за учетом в публичных компаниях (PCAOB) – прикладывает больше усилий для того, чтобы найти сотрудников, желающих донести на свои не совсем честные компании, которые приукрашают отчетность по просьбе своих клиентов или прямо нарушают аудиторские стандарты.
В прошлом году PCAOB получил 179 подобных жалоб на аудиторские фирмы – как сообщает глава отделения контроля и расследований Клаудиус Модести (Claudius Modesti), это абсолютный рекорд, однако на протяжении последних нескольких лет число жалоб стабильно сохраняется примерно на этой отметке. Наибольшее число доносов поступает со стороны бухгалтеров, занятых в аудиторских конторах. Модести также отмечает, что довольно часто жалобы поступают и от сторонних информаторов – в частности, внутренних аудиторов компаний, которые проверяют аудиторы.
У Совета по надзору за учетом в публичных компаниях налажена специальная онлайн-система «Tip Center», где всех, владеющих информацией о совершаемых той или иной аудиторской компанией нарушениях, приглашают проявить сознательность и доложить регулирующим властям о ситуации. Сервис был введен в действие самим главой департамента расследований Модести вскоре после его прихода в PCAOB в 2004 году. По его словам, «Tip Center» стала, наверное, самой первой вещью, которую он пожелал видеть функционирующей для оказания реальной помощи его департаменту. «Мы решили, что аудиторам и инвесторам понадобится некий простор и возможности для того, чтобы сообщать о нарушениях правил бухгалтерского учета, аудита, о совершении финансовых махинаций», – сказал он.
Официальные представители PCAOB сообщают, что все сообщения так или иначе обрабатываются и учитываются. В дополнение к тому, чтобы поделиться своими подозрениями относительно возможных фактов нарушений, не возбраняется и просто предоставить информацию, способную оказаться полезной для Совета в плане осуществления им своих профессиональных обязанностей. Среди специфических тем сообщений от информаторов – вопросы, связанные с нарушением принципа независимости аудиторской оценки, недостатки внутреннего контроля, порча бухгалтерских документов, нарушение аудиторской этики, допущенные в отчетности нарушения в представлении информации со связанными сторонами, и др.
Что касается наказаний, то PCAOB может применить соответствующие меры самостоятельно, либо же поделиться информационными сообщениями с другими регулирующими инстанциями. «Мы часто делимся информацией, полученной через “Tip Center», с другими регуляторами, включая SEC”, – говорит Модести. – «Если какая-то тема не имеет прямого отношения к нам, она вполне может заинтересовать других».
Акт Сарбейнса-Оксли запрещает членам PCAOB раскрывать информацию о своей деятельности, связанной с непубличными разбирательствами и расследованиями – именно по этой причине они не могут сообщить, сколько именно из, скажем, 179 полученных в прошлом году жалоб привело к определенным санкциям против аудиторских компаний. Однако известно, что на протяжении последних нескольких лет Совет провел более двадцати публичных расследований, и данные по наказаниям в этом случае не являются закрытой информацией (она доступна на официальном сайте).
Есть и ещё одна сторона сервиса «Tip Center»: даже если никакого наказания для фирмы не последует, определенную пользу эта информация представляет с позиции разработки новых стандартов и правил. Известно, что для создания сообщений необходима регистрация (анонимные доносы не рассматриваются) – поэтому, в случае заинтересованности какой-либо темой регуляторы имеют возможность связаться с отправителями и задать дополнительные вопросы, за счет чего налаживается живой обмен информацией.
Источник: WebCPA
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU