Источник: Коммерсантъ
Дата публикации: 14 Июля 2010 г.
Минэкономики в проекте поправок к закону «О некоммерческих организациях» (НКО) предлагает в очередной раз скорректировать статус госкорпораций – вопреки их статусу НКО, правительство будет иметь право на изъятие у них прибыли, другие поправки к закону предполагают превращение госкорпораций фактически в специфическую форму ФГУПов. Юристы считают этот процесс естественным, однако предполагают, что акционирование госкорпораций по схеме «Роснано» позволило бы избавить Белый дом от необходимости бесконечно править законодательство о госкорпорациях.
Минэкономики опубликовало проект поправок к закону об НКО и другим законам, корректирующих правовой статус госкорпораций и госкомпаний. Напомним, госкорпорации появились в законе об НКО в июле 1999 года, когда правительство и ЦБ оформляли специальный статус Агентства по страхованию вкладов как некоммерческого партнерства. С 2005 года почти «спящей» нормой закона правительство воспользовалось для создания в рамках ст. 7.1 закона об НКО «институтов развития» – ВЭБа, Фонда ЖКХ, «Роснано», «Ростехнологий». В 2008 году президент Дмитрий Медведев объявил о необходимости как минимум неувеличения числа госкорпораций, и в июне 2009 года в законе об НКО появилась новая ст. 7.2 – о государственных компаниях, описывающая правовой режим юридического лица, аналогичного госкорпорации, но называющегося иначе. Этим режимом пока успел воспользоваться лишь «Росавтодор».
Впервые проект поправок к закону об НКО Минэкономики опубликовало после совета по финансовым рынкам у Дмитрия Медведева 9 февраля – поправки «Ъ» описывал 18 февраля, они касались, исходя из поручений президента, системы оплаты труда в госкорпорациях, их отчетности, подотчетности Счетной палате. В целом премьер-министру Владимиру Путину предлагалось реализовать все поручения по изменению режима работы госкорпораций до 1 июня 2010 года. Пока проект поправок проходил антикоррупционную перспективу, сроки были пропущены – возможно, за это по требованию президента вынесено взыскание заместителю министра экономики Ольге Савельевой.
Новая версия законопроекта о поправках к закону об НКО опубликована Минэкономики лишь в начале июля. Очевидно, со стороны госкорпораций ряд положений проекта встретил сопротивление: в новой версии нормы немного мягче и более расплывчаты, значительная часть вопросов о том, как должны работать госкорпорации, оставлена на усмотрение правительства. Минэкономики дополнило текст и дублирующими нормами, касающимися госкомпаний.
Тем не менее, в тексте есть важнейшая поправка, которой не было в феврале. Минэкономики предлагает передать наблюдательным советам госкорпораций право распределять прибыль, а также прямо провозглашает: «Прибыль государственной компании или ее часть по решению высшего органа управления может быть передана в доход РФ». То же касается и госкомпаний. Закон устанавливает и «правила консолидации» учета в госкорпорациях и госкомпаниях: проект поправок предлагает признавать общество «дочерним обществом», если госкомпания или госкорпорация «в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом», а зависимым от госкорпорации АО или ООО признается, если госкорпорация владеет там 20% и более голосующих акций или уставного капитала. Эта поправка дает теоретическую возможность госкорпорациям работать в режиме консолидированного налогоплательщика.
Прибыли в 2009 году де-факто не было лишь у «Ростехнологий» (70 млн. руб.) – прибыль остальных составила от 10 млрд. руб. («Олимстрой») до 31 млрд. руб. (ВЭБ). Она не изымалась и не могла изыматься или распределяться – собственно, одним из отличий некоммерческих организаций от коммерческих хозяйственных обществ является запрет для первых на распределение прибылей среди участников.
По словам Максима Черниговского из компании «Вегас-Лекс», на деле госкорпорации и госкомпании по своему правовому статусу ближе не к некоммерческим организациям, а к «обычным» хозяйственным обществам, к таким как ООО, ФГУПы или бюджетные учреждения. То, что собственник ГК хочет забрать их прибыль себе в доход, процесс естественный, однако с точки зрения «юридической чистоты» остается непонятным, почему организации, ведущие коммерческую деятельность, относятся к некоммерческим, считает эксперт. Поэтому, по его словам, правильнее было бы постепенно преобразовывать их в АО (как это сейчас происходит с «Роснано»). По словам Максима Черниговского, раньше вопрос о прибыли этих структур не был актуален, поскольку основной целью создания госкорпораций и госкомпаний было целевое использование бюджетных средств. «Они создавались не для того, чтобы заработать, а для того, чтобы потратить деньги», – говорит юрист. Отметим, после утверждения поправок само описание госкорпораций в числе НКО лишается всякого смысла – их правовой статус будет ближе к ФГУПам.
Автор: Вадим Вислогузов, Дмитрий Бутрин
Теги: госкорпорации изъятие прибыли Минэкономики некоммерческие организации НКО ФГУПКомментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU