Международные стандарты хорошо отлежались

print
Печать

Источник: Коммерсантъ

Дата публикации: 1 Июля 2010 г.

Госдума неожиданно вернулась к рассмотрению законопроекта «О консолидированной финансовой отчетности», который оставался без движения с конца 2004 года. 2 июля закон, теоретически позволяющий сделать для значительной части эмитентов обязательной отчетность по стандартам МСФО уже с 2011 года, будет приниматься Госдумой во втором чтении. С 2015 года МСФО, как предполагается, будет обязательным для всех эмитентов ценных бумаг, но не станет альтернативой российским стандартам (РСБУ).

Вчера комитет Госдумы по бюджету и налогам неожиданно вернулся к процессу принятия законопроекта «О консолидированной финансовой отчетности». Речь идет о чрезвычайно редком явлении в парламентской практике – внесенном законопроекте правительства РФ, пролежавшем в Госдуме без рассмотрения более пяти лет. Документ был разработан согласно принятому в 2003 году Белым домом под руководством премьер-министра Михаила Касьянова планом законопроектной деятельности на 2004 год и внесен в Госдуму 22 мая 2004 года – уже правительством Михаила Фрадкова.

Законопроект касается консолидированной финансовой отчетности по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Первоначальным проектом предполагалось, что с 2004 года все российские АО будут обязаны публиковать как минимум годовую консолидированную отчетность по МСФО в стандартах Фонда комитета по финансовой отчетности (IASCF). А с 2008 года предполагался обязательный переход на МСФО в версии IASCF всех компаний, которые составляют МСФО по другим стандартам.

До второго чтения в Госдуме разногласий по проекту не наблюдалось – так, в июле 2004 года Минфин в «Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу» предполагал до 2007 года обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности «общественно значимых хозяйствующих субъектов и банков, работающих со средствами юридических и физических лиц», а до 2010 года – всех эмитентов обращающихся на биржах акций и облигаций. Уже тогда Минфин заявлял, что речь идет не о «русифицированном варианте МСФО», а об общем принципе: отдельные юрлица публикуют российскую неконсолидируемую отчетность, группы компаний – консолидированную отчетность по МСФО в едином стандарте. К 2010 году предполагалось и сближение и гармонизация МСФО и российских стандартов бухучета (РСБУ).

17 декабря 2004 года Госдума приняла законопроект во втором основном чтении. Что случилось после этого, совершенно непонятно: с того момента парламент не предпринимал попыток провести третье чтение закона. Минфин в ноябре 2007 года опубликовал свою версию законопроекта с полностью аналогичным содержанием, уточнив лишь в нем необходимость составления юрлицами наряду с отчетом по МСФО бухотчетности по РСБУ согласно закону «О бухучете» 1996 года. Неофициальной версией отказа правительства от МСФО в 2004 году являлись трения аудиторов «большой четверки» с правительством из-за «дела ЮКОСа»: напомним, силовые структуры РФ в течение нескольких лет оказывали давление на PriceWaterhouseCoopers. Ни к какому движению в Госдуме «закона-близнеца» публикация проекта Минфина не привела.

30 июня комитет Госдумы, по сообщению «Интерфакса», вчера рекомендовал вернуться ко второму чтению проекта, сделав в нем ряд уточнений – оно состоится 2 июля. Судя по всему, решение вернуться к проекту вызвано требованиями проекта международного финансового центра в Москве. Отметим, проект также предполагает некие «особенности» публикации отчетности по МСФО в отношении предприятий, работающих с гособоронзаказом.

За пять с лишним лет правительственный законопроект стал гораздо ближе к версии Минфина 2007 года, чем версия 2004 года. Ключевые положения проекта таковы. Стандарты МСФО официально признаются правительством РФ в версии IASBF, порядок предоставления консолидированной отчетности по МСФО определяется правительством и ЦБ «с учетом требований законодательства РФ». МСФО не является альтернативой РСБУ. Существуют три группы, для которых МСФО обязательно. Первая – банки: здесь весь процесс публикации отчетности находится в руках ЦБ. Вторая – страховые компании, находящиеся, как и третья группа – эмитенты, под контролем «уполномоченного органа власти» (Минфин или ФСФР).

Согласно тексту законопроекта, для банков, страховщиков и эмитентов публично обращающихся акций консолидированная отчетность по МСФО станет обязательной в год, следующий после года, в котором МСФО будут «признаны для применения на территории РФ». Для всех же остальных компаний (остаются, собственно, компании, уже составляющие консолидированную отчетность вне рамок МСФО в версии IASBF, и эмитенты публично обращающихся облигаций) дата обязательного перехода на МСФО установлена как 2015 год. Отметим, проект не отменяет теоретической возможности создания и российской консолидированной отчетности – стандарты РСБУ могут измениться с принятием нового закона «О бухучете». Впрочем, в новой версии проекта, разработанной Минфином, указания на это нет. В документе нет намеков на то, когда правительство «признает» стандарты IASB, теоретически это можно сделать уже в 2010 году – в этом случае МСФО будет обязательным для всех эмитентов, банков и страховщиков с 2011 года.

Автор: Дмитрий Бутрин

Теги: IASB IASCF Госдума комитет по бюджету и налогам консолидированная финансовая отчетность МСФО российские стандарты бухучета РСБУ финансовая отчетность Фонд комитета по финансовой отчетности

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru