Источник: Коммерсантъ
Дата публикации: 17 Июня 2010 г.
Ключевой законопроект по регулированию финансового рынка – об инсайде и манипулировании – выходит на финишную прямую. Завтра пройдет его основное, второе чтение в Госдуме. Однако представленный на рассмотрение депутатов документ полон противоречий, ставших следствием разногласий финансовых регуляторов. В нынешнем виде документ неработоспособен, заключают эксперты.
Завтра Госдума должна рассмотреть во втором чтении законопроект о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию фондовым рынком. В среду комитет Госдумы по финрынку рассмотрел и рекомендовал документ к принятию нижней палатой парламента, несмотря на серьезные разногласия между финансовыми регуляторами – ФСФР и ЦБ. Задача по созданию в России мирового финансового центра, поставленная правительством, заставляет депутатов торопиться с принятием ключевого для фондового рынка документа до завершения весенней сессии.
Законопроект об инсайде был внесен правительством в Госдуму в декабре 2008 года. Документ регулирует использование инсайдерской информации и вводит ответственность за манипулирование на финансовых и товарных рынках. Документ затрагивает интересы неограниченного круга лиц – от эмитентов, организаторов торговли, профучастников фондовых и товарных бирж и финансовых регуляторов до СМИ и правоохранительных органов. В апреле 2009 года Госдума приняла его в первом чтении, после чего еще год рабочая группа с участием депутатов и представителей профсообщества и всех заинтересованных ведомств дорабатывала документ (в новом варианте 69 поправок).
Основные споры на вчерашнем заседании комитета возникли между представителями ЦБ и ФСФР. ЦБ не готов раскрывать имеющуюся у него инсайдерскую информацию в общем порядке. При этом следить за соблюдением законодательства об инсайде и манипулировании должна ФСФР, и службу не устраивает независимость ЦБ в порядке раскрытия инсайдерской информации.
«Ценность закона именно в том, что он устанавливает одинаковый порядок раскрытия инсайдерской информации для всех ее обладателей», – заявил заместитель руководителя ФСФР Александр Синенко. Поэтому, когда речь идет о публичных банках, ЦБ должен публиковать информацию о результатах своих проверок в этих банках, считают в ФСФР. Сейчас порядок, объемы и сроки предоставления такой информации определяет сам ЦБ. «Мы считаем, что правила раскрытия инсайдерской информации о торгуемых банках не должны определяться ЦБ», – сообщил глава ФСФР Владимир Миловидов.
Впрочем, этот аргумент не выдержал критики: замглавы юридического департамента Банка России Александр Жданов и депутаты в один голос заявили, что публиковать результаты проверок опасно, поскольку «вкладчики не разберутся и побегут» и «это спровоцирует панику и обвал банков, как в 2004 году». «Уровень финансовой грамотности инвесторов и вкладчиков разный», – аргументировал директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России Михаил Сухов.- «Излишнее раскрытие информации может быть вредно для них».
ЦБ, в свою очередь, не устраивают полномочия ФСФР. В частности, новый законопроект дает службе право влиять на отзыв банковских лицензий. Предполагается, что, если банк нарушил законодательство при работе на фондовом рынке, ФСФР не только имеет право отозвать у него лицензию на деятельность на рынке ценных бумаг (как происходит сейчас), но после этого ЦБ тоже должен отозвать у банка-нарушителя лицензию на банковскую деятельность. Сейчас нарушения банков при работе на фондовом рынке к отзыву банковской лицензии не ведут.
Еще один предмет разногласий ЦБ и ФСФР – определенное законопроектом право ФСФР проверять ЦБ на предмет соблюдения им закона об инсайде и манипулировании. «Нас даже Антимонопольная служба не имеет права проверять!» – аргументировал господин Жданов. Если уж надо проверять ЦБ, то пусть это делает Счетная палата, предложил он. «Мы помним об особенностях конституционного статуса ЦБ», – парировал господин Синенко. В отношении ЦБ и так сделаны исключения – в частности, действия регулятора на валютном рынке выведены из-под регулирования законом, напомнил чиновник. «Но как профучастник рынка ценных бумаг ЦБ должен иметь одинаковые со всеми права», – заявил господин Синенко. «Мы воспринимаем это как ограничение своей независимости», – отреагировал господин Жданов.
В среду к концу заседания позиции ЦБ и ФСФР были согласованы лишь по одному вопросу. «В законопроекте учтено предложение о том, что отзыв банковской лицензии у банка, нарушившего закон об инсайде, будет введен через три года», – пояснила вчера зампред комитета по финрынку Лиана Пепеляева. Законопроект в представленной ко второму чтению редакции неработоспособен, считают эксперты. В части, касающейся инсайда, документ требует принятия множества нормативных актов ФСФР, говорит председатель правления НАУФОР Алексей Тимофеев. Поэтому, даже если закон и будет принят в 2010 году, участники рынка вряд ли почувствуют улучшение ситуации в ближайшие пару лет, оценивает он.
Автор: Наталия Биянова
Теги: Госдума Инсайд инсайд инсайдерская информация манипулирование рынком мировой финансовый центр финансовые регуляторы финансовый рынок ФСФР ЦБКомментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU