Бизнес не согласен на цены Минфина

print
Печать

Источник: Коммерсантъ

Дата публикации: 9 Июня 2010 г.

Готовящийся ко второму чтению правительственный законопроект об ужесточении правил борьбы с занижением налогов с помощью трансфертных цен столкнулся с сопротивлением экспертов, крупнейших налогоплательщиков и ряда депутатов Госдумы. Думский экспертный совет по налоговому законодательству направил в Минфин поправки к законопроекту, резко сужающие сферу его применения. Заместитель главы Минфина Сергей Шаталов уже назвал поправки «агрессивными» и противоречащими концепции закона. Из-за необходимости нового этапа согласований его вступление в силу с 1 января 2011 года может не состояться – что вполне устроит налогоплательщиков.

Законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс (НК) в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» был принят Госдумой в первом чтении в феврале 2010 года. Согласно нему, на внутреннем рынке «под колпак» Федеральной налоговой службы (ФНС) попадут сделки взаимозависимых лиц годовым объемом более 1 млрд. руб., а также на меньшую сумму в случае, если одна из сторон применяет налоговый специальный режим или же речь идет о сделках с сырьем. Внешнеторговые сделки будут контролироваться в случае, если они совершаются с биржевыми товарами (нефть, металлы) или заключаются с резидентами оффшоров. Организации будут обязаны копить документы по таким сделкам и раз в год представлять их в ФНС. Если документов не будет, и налоги будут уплачены с цены, признанной нерыночной, их ждут доначисления и штраф в размере 40% утаенной суммы.

Второе чтение проекта должно состояться в июне, однако, похоже, оно вряд ли состоится в срок. Первая причина – правительство пока так и не внесло в Госдуму законопроект о введении в НК понятия «консолидированная группа налогоплательщиков». Этот документ позволит холдингам упростить уплату налога на прибыль и избежать контроля над трансфертным ценообразованием – именно поэтому правительство обещало, что два закона будут приняты и введены в действие одновременно. По данным «Ъ», внесение проекта о консолидации тормозится из-за позиции ФНС, которая убеждает правительство в том, что не успеет обучить инспекторов взиманию налога с холдингов по новым правилам.

Проблемы возникли и у самого «трансфертного закона». Как сообщил «Ъ» глава экспертного совета по налоговому законодательству Госдумы Михаил Орлов, совет направил в Минфин свои предложения ко второму чтению проекта. По его словам, в их подготовке участвовали представители многих крупнейших налогоплательщиков, включая нефтяные и металлургические компании. «Это единственный на сегодня согласованный текст, выражающий позицию бизнеса», – пояснил Михаил Орлов. Главная идея – контроль должен осуществляться только над внешнеторговыми операциями. Также предложено сохранить нынешнюю «презумпцию рыночности» используемых цен. «Налогоплательщик не должен оправдываться за них и копить документы, которых у него не требуют – обоснования должны предоставляться лишь при предъявлении претензий», – говорит Михаил Орлов.

Минфин встретил предложения совета, поддерживаемые рядом депутатов бюджетного комитета палаты, без энтузиазма. «Это запросная позиция, с которой можно начать обсуждение. В ней много агрессивных моментов, направленных на изменение концепции законопроекта», – заявил вчера заместитель министра Сергей Шаталов. По его словам, Минфин против предложенного выведения из-под контроля внутренних операций, а также работ и услуг. Также не поддерживается исключение ряда новых методов определения рыночности цены (таких как метод сравнительной рентабельности). «Если все это будет принято, это станет шагом назад – к действующим правилам, которых для контроля явно недостаточно», – сказал заместитель министра.

Светлана Стройкова из PricewaterhouseCoopers говорит, что в странах с федеративным устройством к вопросу о контроле над внутренними сделками подходят по-разному: в Германии компании обязаны документировать только свои трансграничные операции, в Великобритании контроль распространен и на внутренние сделки. По ее мнению, для России этот вопрос следует решать, исходя из того, каким будет законопроект о консолидированном налогоплательщике. «Если механизм консолидации не будет работать достаточно эффективно для широкого круга налогоплательщиков, то введение документации контроля сделок внутри России может стать дополнительным бременем для налогоплательщиков», – сказала «Ъ» Светлана Стройкова. Напомним, пока Минфин планирует, что консолидация сначала затронет лишь пять-шесть крупных российских холдингов.

Госдума завершает весеннюю сессию 10 июля и, по словам участников процесса, в этот срок уже не успеет, как планировалось, принять законы о трансфертных ценах и о консолидации. Это делает малореальным их введение с 1 января 2011 года. Впрочем, вряд ли все это огорчит налогоплательщиков – их вполне устраивает нынешняя ситуация отсутствия реального контроля над трансфертными ценами.

Автор: Вадим Вислогузов

Теги: Госдума занижение налогов Минфин налоговое законодательство налогоплательщики Сергей Шаталов трансфертные цены

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru