Источник: Российская бизнес-газета
Дата публикации: 26 Мая 2010 г.
В скором времени все акционерные общества будут разделены на публичные и непубличные компании с разными требованиями к ним в части корпоративного управления, а такой правовой институт, как закрытое акционерное общество, и вовсе перестанет существовать. Минэкономразвития России разработало соответствующие поправки в закон об акционерных обществах, которые в ближайшее время будут внесены в правительство. Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон “Об акционерных обществах» в части введения дифференцированного регулирования для публичных и непубличных компаний ” направлен на совершенствование регулирования корпоративных отношений в российских акционерных обществах.
«Основной идеей законопроекта является повышение гибкости законодательства об акционерных обществах с целью выработки стандартов корпоративного управления, учитывающих потребности корпоративного сектора современной российской экономики», – говорится в документе.
«Законодательные инициативы правительства и профильных министерств формируют качественно иной тренд в области корпоративного регулирования», – считает Александр Айвазов, управляющий партнер, руководитель департамента инвестиционно-банковских услуг ИГ «Норд-Капитал». – «Такая трендономика в целом будет способствовать улучшению конъюнктуры инвестирования. Инициаторы воспользовались опытом предыдущих изменений, и на этот раз предпринимателям создан комфортный режим реструктуризации корпоративных документов и приведение их в соответствие с текущим законодательством».
Как пояснил Александр Арутюнов, адвокат, д.ю.н., МКА «Арутюнов и партнеры», суть предлагаемых законодательных инициатив заключается в предложении разделить АО на публичные и непубличные с предоставлением права выбора модели управления. При этом существующие в настоящее время понятия «открытые» и «закрытые» акционерные общества сохраняются до первого изменения уставов. «Если вспомнить ажиотаж, возникший в связи с недавней массовой перерегистрацией юридических лиц при отсутствии соответствующей юридической обязанности, то следует признать разумность указанного сохранения понятий», – считает эксперт.
Законопроект, по словам Александра Арутюнова, призван создать условия для формирования оптимальных моделей корпоративного управления. Так, для публичных («открытых») компаний предусматривается возможность создания двухзвенной модели управления, при которой наблюдательный совет будет осуществлять контроль над деятельностью исполнительных органов управления общества, а для непубличных («закрытых») компаний предлагается создавать совет директоров, одновременно осуществляющий функции наблюдательного совета и полномочия исполнительного органа общества.
«Законодатель пытается упростить и упорядочить корпоративный контроль над акционерными обществами, и это будет на пользу экономике страны», – говорит Дмитрий Терентьев, партнер правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры». – «Авторы документа определили, что открытым может быть только АО, чьи акции включены в котировальные списки фондовых бирж и подлежат свободному обращению, или где число акционеров больше 500. Возможно, что теперь многие ОАО, не соответствующие этим условиям, станут закрытыми».
По мнению эксперта, в законопроекте расширены права акционеров ЗАО по формированию стратегии управления, теперь они смогут определять в уставе общества размер кворума для принятия решения общим собранием акционеров, перераспределять компетенции между органами управления общества и определять полномочия органов управления. Законодатель предоставляет ЗАО возможность выпускать многоголосные привилегированные акции – это позволит инвесторам влиять на деятельность общества.
При этом эксперты считают, что необходимо более тщательно разработать практическую сторону данной законодательной инициативы, а именно сформировать и внедрить четкую и однозначную процедуру квалификации общества и причисления его к публичным или непубличным компаниям.
«Только после разработки и обсуждения такой процедуры с бизнес-сообществом можно судить о степени эффективности предлагаемых изменений», – отметил Александр Айвазов. – «Пока остается открытым вопрос, какой орган и каким образом контролирует режим фактической трансформации ЗАО в ОАО, а именно отслеживает количество акционеров в закрытом реестре ЗАО? Чрезвычайно интересно предложение фактически стандартизировать положения о совете директоров АО, но при этом необходимо принять во внимание дифференцированный подход в отношении публичных и непубличных компаний».
Помимо этого, эксперты отмечают, что новые законодательные инициативы слабо представляют интересы мелких акционеров.
«Похоже, поправки в закон пролоббированы российскими олигархами», – говорит Александр Арутюнов. Как пояснил эксперт, закон об АО в действующей редакции максимально четко прописывает права мелких акционеров. Предполагалось, что при благоприятных условиях последние будут активно приобретать небольшие пакеты акций, а это, в свою очередь, приведет к увеличению общего размера инвестиций в капитал акционерных обществ. «Это не российское изобретение и весьма распространено в западных странах», – отметил Александр Арутюнов. – «Однако в России, кажется, “номер» не прошел. Собственники компаний, опасаясь утраты корпоративного контроля, стали по максимуму концентрировать в своих руках акционерный капитал и не хотят более цацкаться с мелкими акционерами. На этом фоне чрезмерная защита прав мелких инвесторов приводит к росту издержек для владельцев компаний на осуществление финансирования через акционерный капитал. Значит, от мелких акционеров надо избавляться”.
Александр Айвазов считает, что с целью стимулирования инвестиций в миноритарные пакеты непубличных АО необходимо на законодательном уровне зафиксировать обязательство мажоритарных акционеров отрегулировать присутствие в совете директоров ОА представителей миноритариев, начиная с 5%-го пакета акций. «Что касается публичных АО, то считаю эффективным обязать включить в состав совета директоров членов от миноритариев. При этом кандидатуры должны быть независимы от АО и мажоритарных акционеров и избираться заочным голосованием держателей публично размещенного пакета акций АО. Во всех случаях необходимо учитывать, что на АО ляжет дополнительная финансовая нагрузка по уплате компенсаций членам совета директоров», – отметил Александр Айвазов.
Автор: Юлия Васильева
Теги: акционерные общества корпоративное управление Минэкономразвития непубличные компании Публичные компанииКомментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU