Источник: GAAP.RU
Дата публикации: 5 Мая 2010 г.
Автор: Nigel Sleigh-Johnson, «Accountancy Magazine»
В феврале этого года закончился консультационный период, в течение которого все заинтересованные могли высказаться относительно очень смелого предложения британского Совета по стандартам финансовой отчетности (ASB), касающегося фундаментальной реформы UK GAAP. Напомним, в предложенном ASB подходе можно выделить три основных момента. Первое: все публичные компании будут обязаны использовать международные стандарты финансовой отчетности. Второе: непубличным компаниям разрешат использовать МСФО для организаций малого и среднего бизнеса. Наконец, третье: малые британские предприятия смогут продолжить по своему желанию использовать FRSSE – британские стандарты для малых предприятий – при этом имея возможность переключиться на «МСФО для МСП» по желанию. Сейчас впереди продолжительный период летнего затишья, в течение которого ASB собирается доработать и предложить уже финальную версию этой масштабной реформы. Разберемся еще раз, каковы будут главные её принципы, и какого видения будущего британской финансовой отчетности можно ожидать осенью.
1. Ключевым моментом является отказ от традиционной системы UK GAAP. Так или иначе, крупные и средние предприятия должны будут перейти либо на МСФО, либо на «МСФО для МСП», и как можно скорее. Не секрет, что британская система характеризуется значительной схожестью с международным стандартами финансовой отчетности (не в последнюю очередь благодаря стараниям финансовых регуляторов обеспечить нужный уровень конвергенции). Но все равно это смесь прошедших и ещё не прошедших конвергенцию стандартов, с которой далеко не все чувствуют себя комфортно. До сих пор возможной альтернативой этого было грубое введение «МСФО для всех» – стандартов, которые идеально подходят под потребности инвесторов – однако не все смогут спокойно перенести столько жесткие перемены. Новая альтернатива - это более короткие «IFRS for SMEs» и традиционные стандарты британской отчетности для малых предприятий FRSSE. Однако такой более мягкий переход имеет и свои отрицательные стороны. На практике это будет означать не движение вперед к МСФО, а легкий возврат к системе, базирующейся на МСФО, но таковой не являющийся. Финансовые регуляторы уже ожидают потери степени контроля над финансовой отчетностью предприятий. Тем не менее, положительные моменты от перехода непубличных компаний на «IFRS for SMEs» перевешивают издержки, и если в Британии это действительно мнение большинства, тогда переход должен быть осуществлен при первом же удобном моменте (конец 2012-начало 2013 гг.).
2. Защита интересов малых предприятий. Есть спорное мнение, что для малых предприятий реформа UK GAAP будет наименее выгодной, а посему нужно предпринять определенные усилия для минимизации их потерь. Действующая система FRSSE (Financial Reporting Standard for Smaller Entities) вроде бы уже превосходно учитывает интересы пользователей отчетности малых предприятий, а потому для осуществления изменений по этой части потребуются более тщательные и детальные консультации. Нужно посидеть и подумать, учесть самые последние инициативы того же Брюсселя: в марте этого года Европейский Парламент проголосовал и принял решение разрешить странам-членам ЕС освобождать от подготовки финансовой отчетности микропредприятия*. Далеко не факт, что это попадет в законодательство Великобритании, но в конце концов британское правительство (вне зависимости от того, какая партия победит на грядущих выборах) все же постарается не упустить шанса улучшить отчетность малых компаний. И если эта мера будет принята, отчетность микропредприятий (которые, к слову, составляют большинство всего малого бизнеса вообще) будет следовать новым, намного более простым нормативам. Стандарты FRSSE, таким образом, тоже будут вычеркнуты, поскольку малые предприятия, не относящиеся при этом к категории «микро», должны будут подняться на ступеньку выше и внедрить у себя международные «IFRSs for SMEs». Если же освобождение для «микро» не пройдет, тогда Великобритании придется внедрить для своих малых компаний новую модель FRSSE: с сохранением действующей логики, но при этом основывающейся на «МСФО для МСП», и с вычеркнутыми положениями, которые не пройдут жесткий анализ своей обоснованности с позиции соотношения издержек и выгоды. Что же остается делать сейчас, пока нет определенности? Сдается, что лучшим решением будет просто оставить неизменными FRSSE до прояснения ситуации, что является также прагматичным решением, поскольку введение каких-либо изменений сейчас принесет и компаниям, и регуляторам больше издержек, чем пользы.
3. Дочерние компании должны рассматриваться отдельно. Сейчас Совет по стандартам финансовой отчетности думает о трех категориях предприятий и трех различных подходах для них (см. первый абзац – GAAP.ru). Предложения ASB в их нынешней формулировке подразумевают для них использование «IFRS for SMEs» по желанию (при этом «дочерки» не должны иметь публичной отчетности). Однако никакого отдельного режима для дочек вообще проект изменений от ASB не подразумевает. Совету нужно ещё раз подумать над этим моментом. В самом деле, когда материнская структура в Великобритании будет решать, вводить ли ей для своей дочерней структуры «МСФО для МСП», среди прочего она задумается и над вопросом консолидации. Конечно, международные стандарты для малых предприятий подразумевают гораздо меньшее число раскрытий, но консолидация отчетности может породить такие значимые издержки с позиции несоответствия различных подходов к признанию и измерению, что в некоторых случаях будет рациональнее использовать полный набор МСФО. Многие предприятия в Великобритании уже успели выразить озабоченность тем, что было предложено Советом. Именно они высказали идею, что, возможно, отличным выходом будет выделить «дочерки» в отдельную категорию предприятий в дополнение к сегодняшним трем, и чтобы на них распространялись требования полных МСФО, но с определенными исключениями. Спорное предложение, поскольку высказываются идеи относительно того, не принесут ли «исключения», помимо пользы для составителей отчетности, также немалые издержки для её пользователей.
4. Сохранение Положений по рекомендованной (бухгалтерской) практике (SORP**). «SORP» значительно улучшает качество финансовой отчетности. Сама роль разработчиков этих вспомогательных положений очень велика, поскольку они являются экспертами по специфическим особенностям учета в отдельных секторах экономики. По этой причине Положения отлично дополняют унифицированные (одинаковые для всех секторов) правила британской отчетности. От пользы этого явно не стоит просто так отказываться. По-прежнему очень велик спрос на специфические руководства в отдельных отраслях. Так, например, в страховании явно не стоит в ближайшее время ожидать полноценного международного стандарта, а потому хорошей заменой ему до момента выхода нового МСФО будут оставаться SORP.
5. Образование, руководство, повышение квалификации. До сих пор очень многие предприятия Великобритании имеют мало опыта работы с МСФО или «МСФО для МСП». Они ощущают себя неуверенно; они чувствуют себя так, как будто им задают вопросы, ответы на которые подразумевают понимание сути изменений и последствий, а этого у них нет. По этой причине ASB стоит все же «снизойти» и очень подробно растолковать практические последствия грядущих изменений, обратив особое внимание на потребности тех, кто является новичком в мире МСФО.
В заключение стоит сказать, что в общем и целом устранение двух параллельных систем учета в Британии является логичным исходом для всех, кто имеет отношение к финансовой отчетности. Даже с позиции простых издержек стоимость обучения сразу по трем системам (помимо МСФО и UK GAAP здесь также фигурируют FRSSE) больно бьет по карману самых маленьких аудиторских компаний (ведь все три системы нужно знать, чтобы иметь возможность проверять). ASB необходимо подумать над вопросом практического обучения в компаниях: каким образом будет лучше им помочь на протяжении следующих – непростых – лет?
_______________________________________
- *http://www.gaap.ru/news/gaap_ifrs/3808
- **По этой теме см., например: http://gaap.ru/news/gaap_ifrs/2820 (от 12.11.2008)
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU