Госдума на пленарном заседании в среду приняла во втором чтении проект закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»

print
Печать

Источник: Прайм-ТАСС

Дата публикации: 24 Марта 2010 г.

Законопроект предусматривает внесение изменений в законодательство, направленных на усиление уголовно-правовой защиты отношений в сфере экономической деятельности.

Изменения, вносимые в ст. 169 Уголовного кодекса (УК), направлены на усиление ответственности должностных лиц за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности. За неправомерный отказ в госрегистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, будут наказываться штрафом в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. В настоящее время за данные действия предусмотрен штраф в размере до 200 тыс. руб.

Аналогичные деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, будут наказываться лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 3 до 5 лет (сейчас – до 5 лет) со штрафом в размере до 250 тыс. руб. до (сейчас – 80 тыс. руб.) или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 12 месяцев (действует – до 6 месяцев), либо обязательными работами на срок от 180 до 240 часов, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет (действует – до 2 лет).

Крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 1 млн. руб. (сейчас – 250 тыс. руб.), особо крупным – 6 млн. руб. (сейчас – 1 млн. руб.).

Из статей УК об ответственности за незаконное предпринимательство и незаконную банковскую деятельность предлагается исключить указание на «нарушение лицензионных требований и условий» в связи с неопределенностью этой формулировки, что приводит к расширительному ее толкованию, а в ряде случаев открывает возможности для злоупотреблений.

Одновременно в УК предлагается признать утратившей силу ст. 173 об ответственности за лжепредпринимательство, поскольку она практически не применяется. Это связано с неопределенностью ее формулировки, а также с тем, что предусмотренные в ней деяния охватываются другими составами преступлений.

В ст. 174, предусматривающей ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, устанавливается, что финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или иным имуществом, совершенными в крупном размере признаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую 6 млн. руб. (сейчас – 1 млн. руб.).

В соответствии с новой редакцией ст. 174.1, финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными лицом в результате совершения им преступления (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198, 199, 199.1 и 199.2 УК), в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению данными денежными средствами или иным имуществом, совершенные в крупном размере, наказываются штрафом в размере от 100 до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет либо лишением свободы на срок до 3 лет со штрафом в размере до 100 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев либо без такового. Аналогичные деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо лицом с использованием своего служебного положения, будут наказываться лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо без такового. А если они совершены организованной группой, то наказываются лишением свободы на срок от 7 до 10 лет со штрафом в размере до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового.

В настоящее время УК предусматривает ответственность за невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ. При этом под крупным размером понимается сумма, превышающая 5 млн. руб. Законопроектом предлагается увеличить эту сумму до 30 млн. руб.

УК также предусматривает ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей. При этом уклонение признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает 500 тыс. руб., а в особо крупном размере – 1,5 млн. руб. Законопроектом предлагается увеличить эти суммы до 3 млн. руб. и 36 млн. руб., соответственно.

В Уголовно-процессуальный кодекс (УПК) предлагается внести изменения, в соответствии с которыми заключение под стражу допускается только в исключительных случаях, при наличии определенных статьей 108 УПК обстоятельств, в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, не являющихся «общеуголовными», в основном в сфере экономики. Такие лица, оставаясь на свободе до вынесения приговора, по мнению президента, не представляют большой опасности для общества.

Госдума приняла во 2-м чтении законопроект, уточняющий уголовную ответственность за экономические преступления.

Кроме того, законопроектом предлагается уточнить в УПК статью о залоге, что позволит расширить применение этой меры пресечения. Предполагается, в частности, что залог в качестве меры пресечения может быть избран в любой момент производства по уголовному делу. По уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести залог не может быть меньше 100 тыс. руб., а по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях – менее 500 тыс. руб. В законопроекте определяются условия принятия в залог недвижимого имущества и движимого имущества в виде денег, ценностей и допущенных к публичному обращению в России акций и облигаций. Не может приниматься в качестве залога имущество, на которое в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом не может быть обращено взыскание.

Уголовное преследование по уголовным делам, связанным с нарушением законодательства о налогах и сборах, осуществляются по представлению органа уполномоченного, осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, на основании вступившего в законную силу решения суда о взыскании налоговых санкций.

В законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» уточняется, что госрегистрация арестов недвижимого имущества, а также госрегистрация залога как меры пресечения, избранной в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, проводится на основании копий вступивших в законную силу решений и определений судов в отношении прав на недвижимое имущество и направленных в органы, осуществляющие госрегистрацию прав, судебными органами.

Если в течение срока, установленного для рассмотрения заявления о госрегистрации сделки и (или) перехода права, но до внесения записи в Единый государственный реестр прав или принятия решения об отказе в госрегистрации прав в орган, осуществляющий госрегистрацию прав, поступит решение (определение, постановление) о наложении ареста на объект недвижимого имущества или запрета совершать определенные действия с объектом недвижимого имущества, а также об избрании меры пресечения в виде залога, то госрегистрация прав приостанавливается до снятия ареста или запрета, возврата залога залогодателю в порядке, установленном законодательством.

Госрегистрация арестов недвижимого имущества, а также госрегистрация залога как меры пресечения, избранной в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, проводится без уплаты госпошлины.

Поступившая в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, копия решения (определения, постановления) о наложении ареста на недвижимое имущество либо об избрании меры пресечения в виде залога является основанием для госрегистрации ограничения права, которая проводится без заявления правообладателя.

В законе «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» уточняется, что право гражданина РФ на выезд из России может быть временно ограничено, если он в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ является подозреваемым либо привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу – до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда. Сейчас такое ограничение действует в отношении лица, задержанного по подозрению в совершении преступления либо привлеченного в качестве обвиняемого.

Закон должен вступить в силу со дня его официального опубликования.

Заместитель председателя комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Андрей Назаров, комментируя журналистам законопроект, внесенный президентом РФ и принятый сегодня Госдумой во втором чтении заявил: “Президент от имени государства и общества дает предпринимательскому сообществу сигнал о том, что от него ожидают активной работы по решению главной задачи сегодняшнего дня – задачи по модернизации страны. И наказание, которое могут понести предприниматели за те или иные проступки, должно быть соизмеримо со степенью общественной опасности его действий. И если уж предприниматель работает без лицензии, его наказать необходимо, но вот отправлять его на 10-15 лет в места не столь отдаленные неправильно.

«Единая Россия» считает, что нам необходимо продолжать двигаться в этом направлении, создавая возможности для того, чтобы граждане чувствовали себя защищенными, чтобы они понимали, что государство – это не репрессивный орган, а тот партнер, который позволяет всем живущим в этой стране на него надеяться и с ним сотрудничать”.

Теги: Госдума предпринимательская деятельность уголовно-правовая защита Уголовный кодекс УК экономическая деятельность

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru