За базар никто не отвечает

print
Печать

Источник: Время новостей

Дата публикации: 19 Марта 2010 г.

По прошествии полутора месяцев после вступления в силу закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» (который обычно называют законом «О торговле») один из самых скандальных законопроектов последних лет практически не действует. Сбывается прогноз многих экспертов, которые изначально считали закон в лучшем случае неработоспособным, а в худшем – откровенно вредным. В результате пока федеральные структуры оттачивают формулировки необходимых нормативных актов, чтобы закон реально заработал. Местные и федеральные органы власти перекладывают друг на друга возложенный на них объем новой работы, требуют увеличения штатов и создания новых структур. А представители крупного ритейла предупреждают о намерении переложить всю тяжесть исполнения закона на поставщиков или покупателей.

Время антикризисной помощи государства торговле прошло. Такой вывод можно было сделать из слов заместителя министра промышленности и торговли Андрея Дементьева на состоявшемся на днях заседании экспертного совета по вопросам развития торговой деятельности при ведомстве. Притом что объем розничной торговли по итогам 2009 года сократился на 5,5%, у отдельных сетевых компаний выручка существенно выросла: у Х5 — на 33%, у «Магнита» – на 28%. По данным «Росстата», за январь-февраль 2010 года объем торговли показал небольшой рост и составил 108% к соответствующему периоду прошлого года. По линии Минпромторга в этом году предполагается выделение 233 млрд. руб. на поддержку регионов, предоставление госгарантий по заимствованиям системообразующих предприятий. Но такие меры скорее могут привести к сохранению доходов населения и поддержанию его потребительского спроса, чем впрямую скажутся на торговле.

О значимости торговой сферы говорят данные, приведенные руководителем департамента государственного регулирования внутренней торговли Минпромторга Олегом Сазановым. По итогам 2009 года в структуре ВВП России доля оптовой и розничной торговли без учета косвенных налогов составила 19,5%, объем поступивших от отрасли налоговых платежей достиг 10% всех поступлений бюджета. И это притом, что в прошлом году сокращение товарооборота произошло по большинству регионов, за исключением Дальневосточного округа.

Из подзаконных актов, которые необходимы, чтобы заработал вступивший в силу с 1 февраля 2010 года новый закон «О торговле», пока есть только утвержденный правительством перечень нормативных документов, которые ведомствам следует разработать. В нем 12 пунктов. Среди первоочередных – список социально значимых товаров, по которым допускается регулирование цен в случае роста цен на них более чем на 30% за месяц, а также перечень запрещенных практик взимания с поставщиков товаров дополнительных вознаграждений по договорам поставки. Проекты этих постановлений будут внесены Минпромторгом в правительство в апреле.

Методика ведения реестра торговых организаций, методика определения минимальной обеспеченности будут подготовлены на федеральном уровне, но делать основную работу по ним придется местным властям. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) занимается подготовкой методики расчета долей отдельных торговых сетей в общем продуктовом товарообороте регионов, муниципальных районов и городских округов. Разработка всех документов будет завершена к июлю 2010 года.

До сих пор не по всем вопросам мнения федеральных органов власти совпадают. В частности, Минпромторг возражает против намерения ФАС распространить на определение торговой сети в законе «О торговле» весьма широкую трактовку ст. 9 закона «О защите конкуренции», дающей определение группы заинтересованных лиц.

Несмотря на неготовность контрольного инструментария, уже создана рабочая группа под руководством первого вице-премьера Виктора Зубкова, одного из главных лоббистов документа, которая будет вести мониторинг реализации закона «О торговле» и готовить рекомендации по возможным изменениям в нем. Свой мониторинг намерен осуществлять и Минпромторг, активно привлекая к этому региональные органы власти.

ФАС возложенным на нее контролем над монополистической деятельностью в торговой сфере готов поделиться с самими участниками рынка, обратив особое внимание на действия органов власти. Начальник управления ФАС по контролю конкуренции в социальной сфере и торговле Тимофей Нижегородцев отметил, что 90% дискуссий вокруг закона «О торговле» было посвящено взаимоотношениям поставщиков и торговых сетей. В то время как 50% дел, которые рассматривает ФАС, возбуждаются против органов власти.

Особенно тревожат антимонопольное ведомство инициативы субъектов и органов местного самоуправления по выставлению дополнительных требований к торговым сетям и к поставщикам: определение эксклюзивных поставщиков, указания о первоочередных поставках. «ФАС будет бескомпромиссно обеспечивать единое экономическое пространство России», – заверил г-н Нижегородцев. – «И даже если наши территориальные подразделения в силу разных сложных игровых взаимодействий, сложившихся у них с местными властями в регионах, не до конца смогут эту функцию выполнять, то мы сами, центральный аппарат, будем возбуждать соответствующие дела и проводить расследования».

В качестве примера чиновник привел дело в отношении Татарстана, где республиканские власти запретили доступ на региональный рынок алкогольной продукции других регионов. «Не хватит наших сил, будем привлекать и МВД, и прокуратуру», – предупредил чиновник ФАС и попросил местные власти не вводить дополнительных обязанностей по сертификации продукции, не создавать программ, институализирующих преимущества определенных поставщиков. Одновременно он призвал торговые сети и поставщиков, сталкивающихся с примерами подобного регулирования, писать жалобы в ФАС. «Мы можем рассматривать и проверять и анонимные сообщения», – заверил г-н Нижегородцев.

Представитель ФАС также сообщил, что до конца месяца должны пройти экспертизу Минюста подготовленные его ведомством поправки в КоАП, предполагающие введение штрафов за нарушение ряда положений закона «О торговле» для юридических лиц в размере от 700 тыс. до 1 млн. руб., для физических лиц и чиновников – от 30 до 50 тыс. руб., либо дисквалификация при повторном правонарушении.

Основные противоречия между «Росстатом», Минэкономразвития, Минпромторгом и ФАС возникли по поводу того, кто будет считать доли торговых сетей в товарообороте субъектов, муниципальных районов и городских округов. ФАС предполагал, что этим должны заниматься субъекты РФ, так как они разрабатывают программы развития торговли и должны иметь представление о положении в этой области на своей территории. Но Минэкономразвития и Минпромторг считают, что это может создать для местных властей дополнительные расходные обязательства. Поэтому, скорее всего, в данной сфере будет осуществляться «постконтроль», когда доли будут определяться при появлении соответствующих обращений, жалоб, судебных исков. В частности, таким образом могут расторгаться уже совершенные сделки по приобретению или аренде новых торговых площадей. Но Тимофей Нижегородцев заверил, что любой хозяйствующий субъект сможет получить в ФАС заключение с предварительной легализацией сделки по расширению сети.

«Росстат» предлагает пользоваться при контроле за выполнением антимонопольных статей существующим в этом ведомстве инструментарием. Для его расширения «Росстату» требуются либо дополнительные полномочия, либо помощь местных властей. По словам начальника управления статистики торговли и услуг «Росстата» Елены Седовой, закон о развитии малого и среднего предпринимательства сильно ограничивает возможности по статистическому наблюдению за этими предприятиями, так как позволяет их обследовать только на выборочной основе. А как раз эти субъекты формируют большую часть розничного товарооборота.

«Росстат» готов проводить оценку вклада предприятий малого и среднего бизнеса, используя среднюю выручку хозяйствующего субъекта и зонирование территорий по экономико-географическим условиям. «Но работа эта кропотливая и требует помощи от местных органов власти, регулирующих потребительские рынки», — попросила понимания и содействия г-жа Седова. В частности, «Росстату» необходима информация именно о действующих, а не просто о зарегистрированных торговых организациях.

Но, видимо, особенно не надеясь на альтруизм местных чиновников, в 2011 году «Росстат» намерен провести сплошное статистическое обследование всех хозяйствующих субъектов. «Фактически это экономическая перепись», – пояснила Елена Седова.

Представители региональных властей не готовы к исполнению возлагаемых на них законом «О торговле» дополнительных обязанностей. Представитель администрации Вологодской области Марина Романова считает излишним организовывать сбор информации о деятельности торговых предприятий в региональных структурах власти. По ее мнению, это может создать дополнительную нагрузку на предпринимателей, которые будут вынуждены отправлять отчеты о своей деятельности не только в органы статистики, но и в администрации. Формирование реестра предприятий торговли она предложила передать на муниципальный уровень или составлять его на основе имеющейся информации у местных подразделений «Роспотребнадзора».

Руководитель департамента потребительского рынка и услуг города Москвы Георгий Смолеевский полагает, что региональные и муниципальные органы власти могли бы взяться за любую дополнительную работу, если бы на всех уровнях были созданы соответствующие подразделения, отвечающие за развитие торговли. А его подразделению не хватает полномочий для проверки торговых предприятий. Монополию на проверки держит «Роспотребнадзор». По словам г-на Смолеевского, предпосылки для коррупции создаются и в связи со смягчением наказаний для определенных видов нарушений в потребительской сфере. В распоряжении чиновников появляется слишком широкий диапазон возможных наказаний для нарушителя.

Представители сетевого бизнеса, похоже, пока не верят в то, что закон «О торговле» реально заработает. «Каждый пункт государственного регулирования торговли будет означать увеличение штата административного аппарата, что может оказаться для граждан дороже, чем наценки сетей», – сделал вывод из услышанного председатель совета директоров ОАО ГК «Виктория» Николай Власенко. «Торговля бурно росла и без программ по ее развитию», – заметил он. – «Это едва ли не единственная отрасль российской экономики, которая успешно конкурировала с зарубежным бизнесом без каких-либо ограничений для входа на российский рынок иностранных инвесторов».

Ритейлер уверен, что закон «О торговле» «открыл ящик Пандоры». Наиболее опасным он считает возможность государственного регулирования цен и наценок. На примере одного из своих магазинов г-н Власенко утверждает, что из «27% маржи 23 уходит на расходы сети». Поэтому он уверен: «Любая сеть будет перемещать запрещенные бонусы в другие виды доходов. Иначе разорится. Это тоже вызовет вал судебных исков через полгода. Не попавшие на полку магазина поставщики завалят суды исками об ущемлении своих интересов».

Своего коллегу поддержал генеральный исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис: «Сети обязаны все дополнительные издержки переложить на поставщиков, а не дай бог, на покупателей». Но он предполагает, что «получится это не у всех».

Автор: Андрей Сусаров

Теги: государственное регулирование закон о торговле ритейл Торговая деятельность

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru