Источник: Коммерсантъ
Дата публикации: 12 Марта 2010 г.
Законопроект о консолидированном надзоре за банками, на разработку которого ушло более пяти лет, будет внесен в правительство в апреле. Таким образом, ЦБ уже в этом году может получить возможность оценивать риски банков, сопряженные с их деятельностью в рамках групп, выявляя схемы, позволяющие банкам скрывать реальное положение вещей. Это увеличит отчетную и ревизионную нагрузку на банки и стимулирует собственников на выведение банков из состава групп, прогнозируют эксперты.
Как сообщил «Ъ» заместитель директора департамента финансовой политики Минфина Владимир Луков, Минфин готов внести в правительство законопроект о консолидированном надзоре за банками. Документ предусматривает внесение поправок в законы «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке», изменяющих понятие банковской группы (включает только банки) и банковского холдинга (включает также небанковские организации) и расширяющих полномочия Банка России по контролю за ними.
Сейчас консолидированный надзор в России существует в урезанном виде. «ЦБ ежеквартально получает консолидированную отчетность банковских групп и холдингов», – говорит главный бухгалтер банка «Авангард» Владимир Андреев. – «Однако в ней учитываются далеко не все связанные с банком компании, а надзорные полномочия ЦБ за банковскими холдингами прописаны на уровне нормативного акта ЦБ, а не на уровне закона, что снижает возможности их применения». ЦБ зачастую не может оценить реальное качество активов и риски банков, работающих в группе или холдинге, и выявить схемы, направленные на искусственное улучшение показателей деятельности банка за счет взаимодействия с другими структурами группы, добавляет партнер компании BDO в России Денис Тарадов.
Вопрос о внедрении в России полноценного консолидированного надзора заинтересованные ведомства обсуждают с 2005 года, однако прежде не удавалось урегулировать разногласия. «Разногласий с Банком России у нас больше нет, остающиеся разногласия с ФСФР и Минэкономразвития снять не получается, поэтому мы приняли решение вносить проект в правительство с разногласиями», – отметил господин Луков. По его словам, в течение месяца Минфин планирует согласовать таблицу разногласий, получить заключение Минюста и в апреле внести законопроект в правительство. В ФСФР указывают, что не все нормы законопроекта до конца проработаны, но готовы поддержать законопроект в случае их изменения. «В текущей редакции мы законопроект не поддерживаем, но принципиально он находится в русле общемировых тенденций по совершенствованию надзора», – сообщил «Ъ» глава ФСФР Владимир Миловидов. Претензии Минэкономразвития, по словам заместителя директора департамента корпоративного управления ведомства Дмитрия Скрипичникова, не носят принципиального характера и касаются изменения формулировок в определении банковской группы и холдинга.
Для самих банков введение полноценного консолидированного надзора сопряжено с увеличением объема предоставляемой в ЦБ отчетности, числа проверок и санкций, прогнозируют эксперты. При этом санкции за несоблюдение обязательных нормативов, рассчитанных по банковской группе или холдингу ЦБ, будут применяться именно к банкам. В отношении прочих участников группы или холдинга регулятор банковского рынка будет мониторить ситуацию и при необходимости взаимодействовать с профильными регуляторами. По мнению господина Тарадова, итоговым следствием ужесточения контроля за банковскими группами и холдингами станет сокращение их количества. «Собственники, скорее всего, постараются освободить банки от дополнительной нагрузки, а регулятора – от информации о прочих компаниях группы, для чего будут снижать число участников банковских групп или выводить банки из состава холдингов», – считает эксперт.
Автор: Светлана Дементьева
Теги: банковский надзор Консолидированный надзор Минфин ЦБ Центральный банкКомментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU