Источник: ACCA
Дата публикации: 10 Февраля 2010 г.
После того как использование принципа «справедливой стоимости» сочли причиной обвала финансовых рынков, переход на МСФО будет непростой задачей. В то время как государственная служба здравоохранения (NHS) и органы центрального государственного управления завершают переход на международные стандарты финансовой отчетности, для местных властей внедрение МСФО остается грандиозной задачей, справиться с которой планируют в 2010-11 годах. Нам еще предстоит увидеть, смогут ли муниципальные власти, внедряющие международные стандарты одними из последних, не повторить ошибки предшественников.
Внедрение МСФО встречают тепло, видя в международных стандартах возможность потенциального улучшения финансовой отчетности муниципальных властей. Марк Лантли (Mark Luntley), директор по финансовым программам в Ассоциации местных управлений (Local Government Association, LGA), комментирует: «МСФО – хорошее решение, потому что финансовая отчетность должна быть простой для использования и понимания. Поэтому мы приветствуем МСФО настолько, насколько эти стандарты способны в этом помочь. МСФО упрощают процесс сравнения отчетности. Учитывая, что объем средств, выделяемых на общественные нужды, станет намного меньше, необходимо вести более осведомленные дискуссии об активах, находящихся в собственности (у государственного сектора), а также о том, каким образом нужно тратить эти денежные средства».
Местные власти прошли инструктаж по подготовке к внедрению МСФО на 2010-11 год. Однако, отмечает Лантли, переход на МСФО является лишь частью серии важных изменений в государственной финансовой отчетности органов местного самоуправления, которые произойдут в ближайшие годы. Например, вдвое уменьшился период времени, в течение которого местные власти должны опубликовать годовой финансовый отчет: теперь чтобы подготовить финансовую отчетность местным властям отводится три месяца с момента закрытия финансового года, а аудиторам предоставляется еще три месяца на проведение проверок прежде, чем отчетность будет опубликована. «Что очень хорошо», – подчеркивает Лантли. К тому же, в Департаменте общин и местного самоуправления (Department for Communities and Local Government) ведутся обсуждения на предмет того, стоит ли местным властям публиковать более подробную информацию о вознаграждениях, выплаченных сотрудникам, занимающим руководящие должности.
Новые требования к местным властям по подготовке другой, улучшенной отчетности в более короткие сроки, могут вполне предсказуемо привести к увеличению нагрузки на финансовых сотрудников органов местного самоуправления. Однако в LGA до сих пор не поступило ни одной жалобы от местных властей о каких-либо конкретных сложностях, испытываемых в связи с подготовкой к переходу на МСФО. По словам Лантли, все понимают, что вопрос готовности местных властей к внедрению МСФО остается «непростым». Он также добавляет, что в случае, если органы местного самоуправления небольших районов будут испытывать сложности, ожидается, что более крупные муниципалитеты – особенно советы графств – смогут оказать им помощь. Лантли также считает, что сложность внедрения МСФО свидетельствует о важности повышения профессионального развития (CPD), за которое ратует АССА.
Оценка степени готовности местных властей
Ревизионная комиссия отмечает, что еще слишком рано оценивать степень готовности к МСФО. «Руководство Ревизионной комиссии организовало исследование степени готовности местных властей к переходу на МСФО; мы надеемся, что сможем опубликовать первичный отчет в декабре/январе», – сообщила представитель Комиссии.
Джилиан Фосетт, глава Департамента государственного сектора (методология) АССА, считает, что для большинства местных властей переход на МСФО не составит проблемы. «Процесс внедрения уже начался и на данной стадии особенных проблем не возникло», – комментирует она. – «Местным властям было предоставлено много помощи и рекомендаций, в том числе методологических».
«Однако при любых серьезных изменениях, будь они финансовыми или какими-либо другими, очень важно, чтобы финансовое руководство проводило подготовку, иначе все пойдет не так. Если финансовое руководство хорошо подготовлено в соответствии с рекомендациями, если остальные сотрудники прошли полную подготовку, то внедрение пройдет без осложнений. И тем не менее, до сих пор есть проблемы, которые предстоит решить – в частности, связанные с договорами частной финансовой инициативы – и нормотворческие органы работают над этим. В случаях, когда работа органов местного самоуправления оценивается как отличная или хорошая, внедрение МСФО не будет представлять особенной проблемы. Тем же, в распоряжении которых меньше ресурсов, а следовательно, меньше возможностей, потребуется больше помощи».
Предвкушение перспектив
Некоторые представители органов местного самоуправления радуются перспективам, которые откроются после внедрения МСФО, в частности, им радуется муниципальный Совет Вестминстера. Питер Хэйдэй (Peter Hayday), руководитель Департамента финансов и ресурсов Вестминстера, перешедший на государственную службу из компании Kier Group, говорит, что его опыт как в частном, так и в государственном секторе убеждает его в том, что в МСФО кроется большой потенциал. «Не думаю, что с внедрением МСФО у нас или у других местных властей прибавится работы, за исключением случаев, где дела и так идут плохо», – добавляет он.
Хэйдэй считает, что для местных властей переход на МСФО пройдет легче, чем сейчас это происходит у госслужб, по той простой причине, что методы бухгалтерского учета и качество отчетности в аппаратах местного самоуправления изначально на более высоком уровне, чем в центральном правительстве. Хотя, признает Хэйдэй, городским советам предстоит взять на себя и другие задачи. «Очевидно, что с учетом основных средств будет больше работы», – отмечает он. «Будь то плохо или хорошо, я ничего не имею против. В этих изменениях есть хорошее, есть и некоторые ненужные моменты».
В частности, по мнению Хэйдэя, неразумно в рамках перехода на МСФО заставлять городские советы, которые ранее имели право не начислять амортизацию на основные средства, отображать в своей отчетности амортизацию в течение многих лет, чтобы потом убрать ее из отчетности. «В этом просто нет смысла», – комментирует он. Хэйдэй также считает, что нет необходимости использовать подход частного сектора к отчетности местных государственных пенсионных фондов.
Чтобы подготовиться к переходу на МСФО, Совету Вестминстера пришлось вложить деньги в используемые системы, но, в основном, это коснулось покупки ИТ-систем, которые были необходимы независимо от перехода на новые стандарты. Благодаря внедрению МСФО сотрудникам удалось убедить членов совета в необходимости покупки программного обеспечения, которое в итоге было закуплено без задержек. Также серьезные затраты потребовались на оценку соответствия требованиям МСФО имущества совета, однако Хэйдэй отметил, что это также затраты, которые понадобились бы в любом случае, чтобы помочь совету эффективно работать с этим комплексом.
Упущенный шанс
Хэйдэй считает, что МСФО – это упущенный шанс в том смысле, что их внедрение не способствует решению основной проблемы финансовой отчетности органов местного самоуправления: отчетность недостаточно понятна обычным людям, СМИ и даже многим членам совета. «Мне бы очень хотелось, чтобы местный электорат пользовался этой отчетностью, потому что в ней содержится очень полезная информация», – комментирует он. Сюда относится, к примеру, информация об основных средствах и инвестициях. «Так, не зная о количестве инвестируемых денег, люди не были бы удивлены, когда появилась информация о ситуации в Исландии», – отмечает Хэйдэй.
Однако, предупреждает Хэйдэй, переход на МСФО не сделает отчетность местных властей более понятной. «Один только объем информации убивает всякое желание ее читать», – говорит он. – «Действительно важная информация в этом объеме теряется». По этой причине Совет Вестминстера, а также и многие другие городские советы публикуют дополнительный документ, где резюмируются главные моменты отчетности с целью сделать акцент на то, что они считают наиболее важной информацией. «Печально, что приходится это делать», – комментирует Хэйдэй. – «Это доказательство того, насколько неподъемной стала отчетность. Это мое личное мнение, но его разделяют многие мои коллеги».
_____________________________
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU