Государство победило торговые сети с третьей попытки

print
Печать

Источник: Газета

Дата публикации: 17 Декабря 2009 г.

Госдума одобрила во втором чтении законопроект об основах госрегулирования торговли. Рассмотрение этого документа переносилось дважды, но в итоге жесткие нормы, вызвавшие резкую критику экономистов и бизнесменов, в законопроекте сохранились. Судя по всему, он будет принят в его нынешнем виде, причем еще до конца года, но новые попытки поправить правила регулирования торговли не заставят долго себя ждать.

Госдума на заседании в среду, 16 декабря приняла во втором чтении законопроект об основах государственного регулирования торговой деятельности. Законопроект описывает правила регулирования торговой деятельности, в том числе устанавливает требования к ее организации, оговаривает вопросы антимонопольного регулирования, государственного контроля. При этом регулирование распространяется в основном на крупные розничные сети, специализирующиеся на продаже продуктов питания.

Предложенные государством правила вызвали массу нареканий у ритейлеров. Развернувшаяся дискуссия вынудила парламентариев дважды откладывать второе чтение законопроекта, но в итоге он принят с сохранением всех спорных норм.

Тяжелая доля

Принятый документ предусматривает, что торговым сетям, доля которых не превышает 25% объема всех проданных продовольственных товаров в денежном выражении в границах субъекта федерации, в том числе в границах Москвы и Санкт-Петербурга, муниципального района, городского округа, нельзя будет покупать или арендовать дополнительные площади под новые магазины.

На уровне субъектов данное положение вступает в силу с 1 января 2010 года, а на уровне муниципального района, городского округа, а также в границах Москвы или Санкт-Петербурга – с 1 июля 2010 года.

Вторая важнейшая составляющая законопроекта – это размер премии, которую поставщик выплачивает торговой сети за приобретение у него определенного количества продовольственных товаров (премия за объем). Теперь сумма этой премии не может превышать 10% от цены приобретенных продовольственных товаров.

Кроме того, не допускается выплата скидки за объем при приобретении тех социально-значимых продовольственных товаров, перечень которых установит правительство, а также – включение в цену договора поставки иных видов вознаграждения.

В одобренной версии законопроекта, кроме норм антимонопольного регулирования и ограничения размера премии за объем есть и социальная составляющая: государство получило право фиксировать цены на отдельные виды продтоваров первой необходимости, при условии, что в течение 30 календарных дней цены на них вырастут на 30% и выше. Правда, срок ограничений составляет не более чем 90 дней.

Срок годности

По информации РИА Новости, также в принятом во втором чтении законопроекте скорректированы предельные сроки за поставленную в торговлю продукцию: исчезло упоминание замороженных товаров и молока – теперь 10-дневный срок оплаты предусмотрен только для товаров со сроком хранения менее 10 дней. Товары, срок годности которых составляет от 10 до 30 дней, необходимо оплачивать не позднее 30 календарных дней, а на продукцию, которая хранится больше 30 дней (а также алкоголь российского производства) – в течение 45 дней.

Принятый документ увеличивает с 50 до 60% долю малого и среднего бизнеса, осуществляющего торговую деятельность, в общем количестве нестационарных торговых объектов.

Согласно законопроекту, торговая сеть обязана размещать информацию об условиях отбора поставщика продовольственных товаров и о главных условиях договора на своем сайте, либо предоставлять бесплатно информацию в течение 14 дней со дня получения запроса.

Правки Дворковича

Нижняя палата приняла документ в первом чтении 11 сентября текущего года. Второе чтение было назначено на 9 декабря. Однако накануне помощник президента РФ Аркадий Дворкович заявил, что документ необходимо доработать. По его словам, к законопроекту предъявлено около десяти замечаний, касающихся прозрачности системы бонусов, надбавок и штрафов, действующих в торговых сетях.

Тогда же Дворкович отметил, что представления о сверхприбыли торговых сетей преувеличены, а сам российский ритейл «все еще недоразвит». Представитель Кремля не исключал, что в результате принятия закона о торговле потребительские цены могут вырасти, а прибыль «в какой-то степени перераспределится в сторону производителей от торговых сетей».

В то же время первый вице-премьер РФ Виктор Зубков, курирующий АПК, заявлял, что не допустит изменения законопроекта о торговле, и выразил надежду, что в конечном итоге удастся принять документ, учитывающий интересы сельхозпроизводителей.

При этом в Госдуме на слова Дворковича отреагировали заверениями, что все правки, предложенные президентской администрацией, в законопроекте уже учтены. Но тем не менее обсуждение документа было перенесено на 11 декабря – а затем отложено еще раз.

В целом обстановка вокруг доработки законопроекта стала столь горячей, что спикер Госдумы Борис Грызлов заявил, что ему придется контролировать закон «до последней запятой», вплоть до выхода текста из стен Госдумы. Тогда же Грызлов пообещал, что больше переноситься законопроект не будет, и документ точно будет принят в декабре.

Нерешенные задачи

Как заявила GZT. RU Татьяна Бобровская, аналитик компании «Брокеркредитсервис», краткосрочного резкого эффекта от введения закона не будет, а вот в среднесрочной и долгосрочной перспективе, он непременно окажет влияние на весь розничный рынок.

По словам Бобровской, принимая закон, государство пыталось решить сразу несколько важных задач: усилить конкуренцию на рынке розничной торговли, снизить торговые наценки, повлиять на уровень инфляции. Но все эти задачи закон в его нынешнем виде, к сожалению, вряд ли решит. Скорее наоборот. «Возьмем, к примеру, ограничение по дальнейшему развитию крупных розничных сетей. Российский рынок розничной и сетевой торговли находится на раннем этапе своего развития, и далек от насыщения. В Санкт-Петербурге только одна из сетей близка к тому ограничителю по доле рынка, который установило государство. А именно крупные сети двигают рынок вперед, определяя его развитие», – говорит Бобровская.

По мнению эксперта, второй ограничитель в виде общей для всех категорий поставщиков премии за объем тоже небесспорен. При таком подходе ритейлерам будет выгоднее работать исключительно с крупными поставщиками, которые этот самый объем гарантированно поставят.

Все остальные поставщики потеряют возможность стать на полку, чтобы потребитель смог познакомиться с их товаром. Таким образом, ритейлеры вряд ли снизят торговые наценки, скорее они найдут новые схемы работы с постоянными поставщиками.

Битва лоббистов

Разработка закона, предполагающая появление четких правил игры между ритейлерами и поставщиками, превратилась в теоретическую дискуссию законодателей и правительства.

«Более того, абсолютно непонятно как государство, вводя жесткие нормы регулирования, собирается контролировать их исполнение. То есть получается, что на каждом уровне надо создавать специальные службы, которые будут выезжать с выборочными проверками в разные розничные сети. Это же очередной виток бюрократизации, от которой мы так упорно отмахиваемся», – считает Бобровская.

Как заявил GZT.RU Андрей Гольцблат, управляющий партнер юридической фирмы Goltsblat BLP, будущий закон нуждается в более тщательной проработке. «Надо было плотнее поработать с ним, выслушав и поставщиков и представителей розницы. Есть ощущение, что их не до конца услышали», – рассуждает Гольцблат.

По его мнению, сразу после начала действия закона начнется его доработка, и по мере того, как положения документа будут меняться, его эффективность будет расти. «Пока же прогнозировать что-либо невозможно. Хотя в том, что такой закон нужен, сомнений нет»,- подчеркнул Гольцблат.

Автор: Иван Гидаспов

Теги: Госдума госрегулирование торговли торговая деятельность

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru