Источник: Интерфакс
Дата публикации: 19 Августа 2009 г.
Создание Российского финансового агентства вновь буксует. На фоне инициированных президентом РФ проверок действующих государственных корпораций Минфину предстоит переписать законопроект о Росфинагентстве, которое, по первоначальному замыслу, должно было иметь именно форму госкорпорации.
По всей видимости, создание Российского финансового агентства опять откладывается на неопределенный срок. На этот раз на пути многострадального законопроекта об учреждении Росфинагентства, над которым Минфин работает больше года, стало поручение президента РФ проверить действующие государственные корпорации, а ведь агентство должно было иметь именно эту правовую форму. Теперь Минфину предстоит не только в значительной мере переписать законопроект, но и заново согласовать его с заинтересованными ведомствами.
В соответствии с законопроектом, базовой функцией госкорпорации «Российское финансовое агентство» должно стать управление средствами Фонда национального благосостояния (ФНБ). В дальнейшем правительство планировало передать Росфинагентству ряд других функций, в частности, управление средствами Резервного фонда, государственным внутренним и внешним долгом, а также пенсионными накоплениями, которые в настоящее время находятся под управлением госкорпорации «Внешэкономбанк» (ВЭБ). Замминистра финансов РФ Дмитрий Панкин еще в феврале 2008 года в Токио говорил, что Росфинагентству может быть поручено «в целом управление ликвидностью, включая размещение временно свободных средств бюджета на депозитах коммерческих банков, а также выпуск госбумаг». Предполагалось, что финансовое агентство после своего создания должно провести отбор управляющих компаний, которые могут быть как российскими, так и иностранными.
Между тем, работа над законопроектом о создании Росфинагентства, который сами авторы называли сложным, продвигалась медленно. На рассмотрение в правительство, которое планировало обсудить документ еще в марте и апреле, он так и не попал из-за сложностей с согласованием. «Законопроект очень сложный, согласование идет долго», – говорил ранее замдиректора департамента международных финотношений, госдолга и госфинактивов Минфина РФ Петр Казакевич.
Наконец, согласование большинства заинтересованных ведомств было получено – документ завизировали Министерство экономического развития, Федеральная служба по финансовым рынкам и Центробанк. Оставалось получить визу Минюста. Однако тут законопроекту, закрепляющему за Росфинагентством статус госкорпорации, фатально не повезло – вмешались высшие силы.
Президент РФ Дмитрий Медведев 7 августа дал поручение генпрокурору Юрию Чайке и начальнику Контрольного управления главы государства Константину Чуйченко до 10 ноября провести комплексную проверку деятельности государственных корпораций. Президент поручил особое внимание уделить целевому характеру и эффективности использования переданного им имущества и финансовых средств, а также соответствию деятельности госкорпораций целям, сформулированным в федеральных законах об их создании. По итогам проверки президент поручил представить предложения, в том числе о целесообразности дальнейшего использования такой организационно-правовой формы, как государственная корпорация.
В результате последнее ключевое согласование законопроекта о Росфинагентстве – визу Минюста – получить так и не удалось, и намеченное на 17 августа рассмотрение на президиуме правительства было отложено.
Вице-премьер, глава Минфина РФ Алексей Кудрин еще в пятницу, 14 августа, поспешил заявить, что при создании Росфинагентства форма госкорпорации использоваться не будет. «Мы найдем более удобную организационно-правовую форму функционирования этого предприятия», – сказал А.Кудрин.
При этом, сообщил П. Казакевич, как один из вариантов организационно-правовой формы для Росфинагентства может стать форма акционерного общества. «Рассматриваем, например, акционерное общество со 100%-ным государственным участием», – сказал он. П.Казакевич напомнил, что в форме ОАО со 100%-ным государственным капиталом было создано, в частности, Агентство по ипотечному жилищному кредитованию. Кроме этой формы Минфин, по его словам, рассматривает и другие варианты, однако он отказался уточнить, какие именно.
Вместе с тем, П. Казакевич отметил, что в связи с решением об отказе от формы госкорпорации «работа над законопроектом многократно усложнилась, соответственно это отразится на сроках». «Как отразится, я пока не готов сказать, мы пытаемся сейчас это понять», – сказал он, добавив, что документ нужно будет вновь согласовать со всеми ведомствами.
Напомним, что объем ФНБ на 1 августа 2009 года составлял 2,859 трлн. рублей, Резервного фонда – 2,811 трлн. рублей. Пенсионные накопления под управлением ВЭБа по итогам 2008 года составляли 343 млрд. рублей. Внутренний госдолг РФ на 1 августа 2009 года составлял 1,589 трлн. рублей, внешний долг на 1 июля 2009 года $39,135 млрд.
Ранее замминистра финансов РФ Дмитрий Панкин также сообщал, что к 31 декабря 2012 года с Внешэкономбанка будут сняты функции по обслуживанию внешнего долга РФ. Замминистра пояснял, что к концу 2012 года заканчиваются все товарные поставки в счет погашения внешнего долга «и дальше будет более техническая банковская работа по проведению платежей».
Комментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU