С «большой тройки» снимут консалтинговую стружку

print
Печать

Источник: Газета

Дата публикации: 23 июля 2009 г.

Бизнес рейтинговых агентств, репутация которых сильно пострадала в период кризиса, ожидает концептуальная ломка. Администрация президента США подготовила законопроект, запрещающий им совмещать рейтингование и консалтинг. Кроме того, государство намерено жестко контролировать гонорары агентств за предоставляемые услуги. Эксперты уверены, что это благоприятно скажется на инвестиционном климате, однако агентства радоваться не спешат.

Вчера министерство финансов США опубликовало подготовленный администрацией президента Барака Обамы проект реформы регулирования деятельности рейтинговых агентств. Его основная идея – запретить агентствам консультировать компании, которые они рейтингуют. Кроме того, агентства обяжут раскрывать информацию о тех суммах, которые эмитенты платят за их услуги. Также они должны будут регулярно публиковать отчеты, содержащие историю этих выплат за последние два года. Контролировать исполнение новых требований будет Комиссия по ценным бумагам и биржам США. «Эти меры приведут к усилению системы регулирования всех рейтинговых фирм», – сообщил Минфин США в своем официальном заявлении.

По следам аудиторов

Эксперты считают, что грядущая реформа способна улучшить общий инвестиционный климат, что подтверждается опытом восьмилетней давности. Тогда выяснилась причастность аудиторской фирмы Arthur Andersen к банкротству корпорации Enron. В итоге специально принятым законом Caрбейнса – Оксли аудиторам запретили заниматься консалтингом. А для Arthur Andersen дело закончилось отзывом лицензии, после чего «большая пятерка» аудиторов вынужденно превратилась в «большую четверку» (PricewaterhouseCoopers, Ernst & Young, Deloitte Touche и KPMG), которая контролирует львиную долю международного рынка аудита по сей день.

«Кризис показал, что так же, как раньше у аудиторов, у рейтинговых агентств при совмещении основной работы с консалтингом возникает внутренний конфликт интересов из-за нежелания терять клиентов», – говорит Владимир Брагин из национального банка  «Траст».

После реформы, по словам управляющего директора фонда Mid – Cap Fund Sickle & Hammer Владимира Рожанковского, работа рейтинговых агентств по-прежнему будет оплачиваться эмитентами, но уже по принципиально другой схеме.

«Скорее всего, эмитенты будут перечислять деньги в специальный фонд, из которого агентства под контролем властей и станут получать свои гонорары. При этом не исключено, что за неверно присвоенные рейтинги агентства будут штрафовать», – предполагает он.

Против монополизации

Минфин США высказал надежду, что реформа «снизит зависимость инвесторов от кредитных рейтингов и повысит конкурентность в сегменте рейтингования». Однако, по мнению Владимира Брагина, зависимость инвесторов от рейтингов вообще вряд ли возможно понизить.

«Без рейтингов современный финансовый рынок существовать просто не может», – поясняет он. – «Точно так же сложно ожидать усиления конкуренции в этом сегменте. Рынок сложился, и вряд ли к трем ведущим игрокам на нем (Moody’s Investors Service, Standard & Poor’s и Fitch Ratings) присоединятся другие сильные конкуренты».
Правда, в России, которая осенью 2008 года поддержала инициативу по демонополизации рынка рейтингования, все-таки решили дать шанс отечественным компаниям. Так, Банк России согласился принимать оценки отечественных рейтинговых агентств при рефинансировании коммерческих банков.

«Думаю, что крупные агентства в дальнейшем продолжат свою работу, однако на более жестких для себя условиях», – говорит Владимир Рожанковский.

Представители агентств говорят, что уйти от консультирования эмитентов не получится. «Работа по присвоению рейтинга подразумевает консультирование», – поясняет заместитель генерального директора рейтингового агентства AK& M Владимир Минаков. – «Рейтинговый отчет содержит аналитическую записку, почему присвоен тот или иной рейтинг, а это уже консультация». По мнению эксперта, уже по одной этой причине стоит серьезно подумать, нужно ли запрещать рейтинговым агентствам заниматься консалтингом.

Автор: Елена Мельникова

Теги: Fitch Ratings Moody’s Investors Service Standard & Poor’s Барак Обама Комиссия по ценным бумагам и биржам консалтинг Минфин рейтингование рейтинговые агентства

Комментарии

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Зарегистрируйтесь

Войдите или зарегистрируйтесь,
чтобы оставлять комментарии от своего имени

Книги на GAAPshop.ru