Источник: РБК - daily
Дата публикации: 20 Мая 2009 г.
ФСФР обнародовала законопроект о пруденциальном надзоре на рынке ценных бумаг, согласно которому усиливается контроль за профучастниками в части их финансовой устойчивости – в частности, последние обязаны будут создавать систему риск-менеджмента, а также соответствовать определенным нормативам. Также документом расширяются права ФСФР по контролю за соблюдением предписаний службы: она сможет требовать замены руководства компании и введения своего уполномоченного представителя. В случае же аннулирования лицензии у профучастника ФСФР будет вводить временную администрацию в целях защиты прав инвесторов.
ФСФР вчера разместила на своем сайте законопроект «О внесении изменений в ФЗ “О рынке ценных бумаг» и иные законодательные акты РФ” в части пруденциального надзора за профессиональными участникам. Как сообщил РБК daily глава ФСФР Владимир Миловидов, законопроект разослан заинтересованным ведомствам: Минфину, Банку России и МЭР. «До 1 июля мы этот законопроект должны внести в правительство. Я оцениваю, что в следующем году это должно заработать», – говорит г-н Миловидов.
Законопроектом вводятся дополнительные статьи в закон о рынке ценных бумаг, касающиеся требований к учредителям профучастников и самим профучастникам. В частности, ограничиваются лица, которые могут владеть более 5% акций компании, например, им не может быть юридическое лицо, у которого была аннулирована лицензия. Также профучастника обяжут предоставлять в ФСФР структуру собственности с указанием лиц, которые «прямо или косвенно» владеют 5% или более уставного капитала.
Законопроектом устанавливается в рамках обеспечения надежности обязанность профучастников организовать систему управления рисками и выполнять нормативы финансовой устойчивости. При этом для оценки финансовой устойчивости ФСФР указывает на свое право запрашивать у банков информацию о счетах профучастников. «Данное право даст нам возможность анализировать и так или иначе регулировать и контролировать устойчивость финансового института и защиту управления рисками», – сообщил Владимир Миловидов. Он подчеркнул, что в законопроекте вводятся обязательные нормативы собственных средств, достаточности капитала, ликвидности, «существует целый ряд классических нормативов, которые частично используются в банковской сфере, которые позволяют оценить кредитоспособность финансового института. Необходимо анализировать не только финансовую отчетность, но и реальное движение собственных средств при формировании собственного капитала».
В случае, когда профучастник не выполняет предписания ФСФР по устранению нарушений, в законопроекте прописывается право ФСФР требовать замены руководства компании. По словам Владимира Миловидова, речь идет в основном о сложных случаях, например, когда ФСФР, чтобы не навредить рынку, не может отозвать лицензию у крупного системного профучастника, нарушившего законодательство: «В этом случае выходом стало бы отстранение руководителя компании. Тем самым будет послан сигнал акционерам навести порядок в деятельности профучастника». При этом, когда за нарушение законодательства ФСФР приостанавливает действие или аннулирует лицензию профучастника, законопроектом предусматривается введение временной администрации.
В законопроекте также отмечается, что временная администрация не может быть введена ФСФР в кредитные организации, в то время как в пункте об уполномоченном представителе такого исключения нет. «Это сделано умышленно», – сказал г-н Миловидов, пояснив, что если банк банкрот, то временная администрация вводится Банком России, а вот когда существуют предписания и сложные ситуации, то в банк, являющийся профучастником, будет вводиться уполномоченный представитель ФСФР: в случаях приостановки или аннулирования лицензии, а также при запрете на проведении операций.
Председатель правления Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев назвал данный законопроект шагом в правильном направлении: «Это позволит создать единую систему регулирования и надзора на финансовом рынке, включающую в себя как ФСФР, так и саморегулируемые организации». При этом, сказал он, ряд положений законопроекта требует дальнейшего обсуждения, в частности, это касается права ФСФР требовать замены руководства профучастника, обязанность профучастника формирования совета директоров. Заместитель гендиректора по операционной работе компании «Олма» Андрей Громов считает, что «документ действительно хороший и никаких особых проблем в его соблюдении у добросовестных участников не должно возникнуть».
Автор: Полина Смородская
Теги: Алексей Тимофеев Банк России Владимир Миловидов МЭР НАУФОР Национальная ассоциация участников фондового рынка профучастники пруденциальный надзор риск-менеджмент ФСФРКомментарии
Книги на GAAPshop.ru
Горящие семинары
Все семинары
на edu.GAAP.RU