За дивидендом дивиденд

print
Печать

Источник: Газета

Дата публикации: 15 Октября 2008 г.

Минэкономразвития подготовило и уже отправило на согласование в Минфин несколько поправок к Налоговому кодексу (НК). Они должны подтолкнуть инвесторов совершать сделки по купле-продаже долей компаний в России, а не через оффшоры, а также позволить предприятиям, которые столкнулись с масштабными налоговыми доначислениями, избежать банкротства с помощью рассрочки по погашению долгов. И, наконец, эти поправки в НК будут стимулировать инвесторов к более долгосрочным капиталовложениям.

Однако предложенные поправки не являются компенсацией за повышение размера социальных выплат. В Минэкономразвития обещают, что в ближайшее время подготовят еще один пакет инициатив, которые возместят компаниям будущие потери.

Придержать акции с выгодой

Подготовленные Минэкономразвития поправки позволяют частным (физическим) инвесторам, которые владеют бумагами, обращающимися на рынке, или инвестиционными паями в течение года, при их продаже получить имущественный вычет на сумму полученного дохода. Но максимальная сумма вычета не более 10 млн. рублей. Фактически это означает, что с дохода, который получен от повышения стоимости акций, не нужно платить налог. Сейчас же ставка равна 13%. Такая мера будет стимулировать частных инвесторов к долгосрочным вложениям.

Кроме того, поправки меняют критерии статуса стратегического инвестора. В результате круг компаний (юридических лиц), имеющих право на освобождение от налогообложения дивидендов и доходов от реализации долей, резко расширится. Порог владения долей в организации снижается с 50 до 25% и исключается ограничение в виде величины вклада, который сейчас должен быть равен 500 млн. рублей. Таким образом, компания, которая владеет 25% долей (вкладом) в уставном капитале другой организации в течение года, может при продаже этой доли не платить налог на прибыль (24%). В том случае, если от этой организации получают дивиденды, то они также не облагаются налогом. «Сейчас рынку нужны мощные национальные инвесторы, а для этого в России должны быть соответствующие условия», – поясняет замминистра экономического развития Станислав Воскресенский. Предложения Минэкономразвития также должны предотвратить уход компаний в оффшоры и обеспечить большую прозрачность финансовых потоков. «Сейчас в России в открытую заключается не более 20% сделок, связанных с куплей-продажей долей компаний. Идеи Минэкономразвития могут простимулировать российские холдинги оптимизировать их структуры здесь, а не на Кипре или Голландии», – соглашается партнер компании Ernst & Young Петр Медведев. Проинвестиционные налоговые новации должны вступить в силу с 2010 года.

Сэкономить на оборудовании

Минэкономразвития разработало еще одну поправку к НК, согласно которой компании смогут получить амортизационную премию в размере до 30%. Кстати, эту премию обещал месяц назад бизнесу президент России Дмитрий Медведев. Ведомство предлагает разрешить воспользоваться амортизационной премией тем компаниям, которые работают на машинах и оборудовании, перечисленных в третьей – седьмой амортизационных группах (это, например, металлообрабатывающие станки, конвейеры, сепараторы, дизели, линии электропередачи и проч.). Для оборудования из 1-3-й и 8-10-й групп премия пока остается на уровне 10%. Сейчас это предложение должен одобрить Минфин. В Минэкономразвития полагают, что больших разногласий не будет. Амортизационная премия, позволяющая отнести на расходы солидную часть стоимости оборудования сразу, должна стимулировать обновление основных фондов компаний, и не в последнюю очередь – нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих.

«Сейчас ЛУКОЙЛ проводит модернизацию нижегородского завода. Она обойдется компании в $1,5 млрд. Поэтому любые действия правительства, сокращающие сроки амортизации или предоставляющие амортизационную премию, мы можем только приветствовать. Это позволит нам сократить сроки окупаемости проектов, соответственно мы сможем начать работу над другими раньше, чем планировали, и государство получит больше продукции и больше налоговых платежей», – утверждает представитель компании ЛУКОЙЛ, пожелавший остаться неназванным. В Минэкономразвития обещают, что в ближайшее время предложат внести поправки в постановление правительства, изменяющие сроки амортизации оборудования. Ведомство предлагает перенести нефтяные скважины из восьмой группы в группу с меньшим сроком использования оборудования. Это позволит нефтяным компаниям также воспользоваться повышенной амортизационной премией. «Такая мера будет способствовать росту добычи нефти», – отмечает представитель ЛУКОЙЛА.

Не впасть в налоговую истерику

Еще один блок поправок касается рассрочки по налоговым платежам компаний. Например, если по итогам налоговой проверки или представления уточненной налоговой декларации компания сталкивается с обоснованными налоговыми доначислениями, она может рассчитывать на рассрочку по их погашению. Если организация способна расплатиться с долгами в течение года, то за разрешением на рассрочку она может обратиться в Федеральную налоговую службу. Если же предъявленная к уплате сумма слишком велика, то рассрочка может быть предоставлена на 10 лет, но обращаться за разрешением нужно уже к министру финансов. Решение о рассрочке будет приниматься Минфином и Федеральной налоговой службой. При этом право компании обратиться за отсрочкой по погашению налоговых долгов будет зависеть от суммы задолженности и ее соотношении к чистым активам предприятия. В Минэкономразвития пока не готовы назвать конкретные цифры, они будут обсуждаться совместно с Минфином. Как пояснил смысл предложения Воскресенский, компании, столкнувшиеся с обоснованными налоговыми доначислениями, не должны впадать в истерику и воспринимать их как способ добиться банкротства.

Будет ли способствовать привлечению инвестиций снижение налогового бремени на дивиденды?

Иван Родионов / профессор Высшей школы экономики, доктор экономических наук:
- А почему надо привлекать инвесторов, откуда такая задача? Разве у нас их мало? Вроде бы кому это нужно, тот это и делает. Опять-таки инвесторы, которые интересуются дивидендами, – это портфельные инвесторы, которые торгуют акциями между собой. Но ведь экономика от этого ничего не получает. Что нам от того, что швед будет торговать акциями наших предприятий с финном? Или американец с англичанином? При чем здесь отсутствие инвестиций в стране? Если же говорить о прямых инвесторах, то им дивиденды не нужны вообще. Они работают на капитализацию, с тем чтобы потом ее реализовать, выйдя из компании. То есть инвесторов нужно разделять.

Александр Разуваев / начальник отдела рыночного анализа Собинбанка:
- Если брать стратегов, то их, конечно, новые меры обрадуют. Хотя не стоит забывать, что стратегические инвесторы все-таки входят тогда, когда бизнес перспективен, – не важно, компания это или какой-нибудь олигарх. То есть теперь жизнь для этих структур, безусловно, станет более мягкой. Однако все это не принципиально. Потому что капитализация нашего рынка – это в основном нефтянка. Так что определяющим для него будет то обстоятельство, если с 2010 года снизят налоги на данную отрасль.

Агван Микаелян / гендиректор ООО «ФинЭкспертиза»:
- Однозначно. Потому что не будем забывать, у нас есть еще резервы и ресурсы наших людей за границей. Способ получать дивиденды, получать легальные доходы при серьезном понижении планки наверняка привлечет тех, кто хочет размещать свои средства в России. Ведь сейчас и на Западе, мягко говоря, достаточно сильно штормит. Так что когда в подобной ситуации снимаются налоговые препоны, это очень интересная мера. Мало того, я думаю, что вообще все, что связано с облегчением привлечения капитала, с точки зрения стратегических отраслей выглядит крайне привлекательно.

Андрей Нечаев / президент банка «Российская финансовая корпорация», доктор экономических наук:
- Считаю, что эта мера абсолютно справедливая, учитывая то, что дивиденды платятся из чистой прибыли, то есть из прибыли, которая один раз уже была обложена налогом. Однако если с точки зрения фондового рынка это, может быть, и даст какой-то небольшой дополнительный импульс для активизации вложений, то с точки зрения, скажем, прямых инвестиций, полагаю, что дивиденды не являются решающим фактором. Думаю, что на фоне нынешней сложной ситуации, конечно, это лишь пятидесятая капля. Хотя капля, повторюсь, правильная и хорошая.

Автор: Алексей Смирнов, Ксения Батанова

Теги: Ernst & Young Высшая школа экон Дмитрий Медведев Минэкономразвития Налоговый кодекс НК оффшоры Петр Медведев рассрочка по погашению долгов Станислав Воскресенский

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru