Банки переводят на личности

print
Печать

Источник: Коммерсантъ

Дата публикации: 10 сентября 2008 г.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает радикально изменить порядок информирования банками клиентов об условиях обслуживания. ФАС собирается через Банк России обязать банки сообщать каждому клиенту об изменениях тарифов по почте или телефону, а не вывешивая объявления в отделениях или на сайте, как сейчас.

О том, что ФАС, наконец, выработала свои предложения по информированию банковских клиентов об одностороннем изменении тарифов, сообщил на банковской конференции в Сочи заместитель главы антимонопольной службы Андрей Кашеваров. На это ФАС понадобилось более полугода: озабоченность ситуацией ведомство проявило в конце прошлого года, разослав в крупнейшие федеральные и региональные банки запросы о порядке информирования клиентов об одностороннем изменении тарифов. Разработанные по результатам этого опроса предложения ФАС сводятся к тому, что банки должны информировать клиентов за 45 дней до вступления изменений в силу, притом индивидуально. «Сейчас большинство банков сообщают клиентам об изменениях менее чем за 15 дней на сайте или информационном стенде, чего явно недостаточно для взвешенного решения клиента относительно дальнейшего сотрудничества с банком», – пояснила позицию ФАС начальник управления контроля финансовых рынков Юлия Бондарева.

Чтобы сделать свои предложения обязательными для выполнения всеми банками, ФАС намерена воспользоваться административным ресурсом Банка России. «Мы направим свои предложения в ЦБ и надеемся, что Банк России издаст соответствующий нормативный акт», – сообщила госпожа Бондарева. На собственные рекомендации банкам в антимонопольной службе не возлагают больших надежд: по словам госпожи Бондаревой, банки не всегда их исполняют. Именно поэтому ФАС недавно обратилась в ЦБ с просьбой об изменении порядка обмена валюты: рекомендации ФАС по полному информированию клиентов об условиях обмена банкиры зачастую игнорировали.

На конкретных способах индивидуального информирования клиентов об изменениях тарифов ФАС не настаивает: это может быть как обычная почтовая рассылка, так и отправка SMS-сообщения или электронного письма. Но выбранный по договоренности с клиентом способ индивидуального уведомления должен быть указан в договоре об обслуживании. При этом в антимонопольной службе не скрывают, что затраты по уведомлению, скорее всего, будут нести клиенты банка. «Банки всегда закладывают все издержки в тарифы», – уверена госпожа Бондарева.

Сами банкиры неоднозначно оценили предложения ФАС. С установлением единого минимального срока уведомления клиентов об изменениях тарифов большинство участников рынка принципиально согласны. «Это вполне разумное требование, наличие единого стандарта сократит число и субъективизм претензий к банкам», – считает член правления Райффайзенбанка Роман Воробьев. В то же время 45-дневный срок уведомления банкиры сочли слишком длинным. «По ряду продуктов, например картам, чтобы минимизировать риски потерь, мы меняем условия достаточно быстро», – пояснил заместитель председателя правления банка «Авангард» Валерий Торхов. – «Введение такого длительного срока сделает это невозможным, банк может не успеть сориентироваться за рынком и понести потери».

Индивидуальный порядок уведомления банкиры сочли излишним. «Сообщать клиентам обо всех изменениях по стоимости услуг, особенно об их понижении – огромный массив никому не нужной работы», – считает Роман Воробьев. – «Кроме того, если требование об индивидуальном уведомлении будет обязательным, получится, что банк навязывает клиенту платную услугу». В ответ на такое предположение в ФАС «Ъ» сообщили, что, обязанность индивидуального уведомления банками клиентов не лишает последних возможности отказаться от такой услуги, письменно зафиксировав свое желание в договоре. А чтобы банки не вынуждали заемщиков отказываться от индивидуального уведомления путем установления завышенных тарифов на эту услугу, ФАС будет следить за ценообразованием в этом сегменте. «Это даст контролирующим органам повод для дополнительных проверок банков в сегментах, которые раньше не привлекали особого внимания регуляторов», – прогнозирует Валерий Торхов.

Дополнительные риски участники рынка видят не только у себя, но и у клиентов, если те не оплатят услуги по индивидуальному информированию вовремя. «Не исключено, что банк может начислить на этот долг штраф или пеню, которая в итоге вырастет в солидную сумму», – предостерегает первый заместитель председателя правления Москоммерцбанка Людмила Лебедева.

Автор: Елена Пашутинская

Теги: антимонопольная служба Банк России банковская конференция Валерий Торхов информирование клиентов Москоммерцбан Райффайзенбанк Федеральная антимонопольная служба ЦБ Юлия Бондарева

Комментарии

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Зарегистрируйтесь

Войдите или зарегистрируйтесь,
чтобы оставлять комментарии от своего имени

Книги на GAAPshop.ru