Минфин консолидирует чужую прибыль

print
Печать

Источник: Коммерсантъ

Дата публикации: 21 Апреля 2008 г.

Минфин завершил работу над законопроектом о введении консолидированных групп налогоплательщиков, принятие которого позволит холдингам существенно упростить уплату налога на прибыль. Как сообщили «Ъ» в Минфине, итоговая редакция документа направлена на то, чтобы дать возможность суммировать прибыли и убытки подразделениям 10-20 крупных российских холдингов. В РСПП поддерживают принятие законопроекта, однако не соглашаются с предложением Минфина «обменять» новый льготный режим на ужесточение контроля за трансфертным ценообразованием.

Минфин завершил работу над законопроектом «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков». Напомним, он подготовлен Минфином для стимулирования деятельности холдинговых структур в России. Текст проекта имеется в распоряжении «Ъ». Смысл нововведений, предлагаемых Минфином, заключается в следующем: при определении налога на прибыль группы компаний их финансовые результаты можно будет суммировать. По замыслу Минфина, это позволит бизнесу без налогообложения перемещать денежные и материальные ресурсы внутри группы. Согласно пояснительной записке к проекту, новация также избавит холдинги от споров с ФНС о правилах трансфертного ценообразования, ведь цены таких сделок станут внутренним делом группы налогоплательщиков.

Согласно проекту, консолидация будет возможна, если доля участия основного общества в дочерних компаниях и их структурах составляет не менее 90%. Первой редакцией документа право объединяться в группы было предоставлено лишь организациям из категории крупнейших налогоплательщиков, то есть клиентам десяти межрегиональных специнспекций ФНС. Однако, как рассказал «Ъ» глава департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин, при доработке проекта от этой нормы было решено отказаться. Причина – нечеткость критерия «крупнейшие». Сейчас постановка на учет в качестве «крупнейших» в инспекциях ФНС зависит не только от финансово-экономических показателей предприятия, с которым работает ФНС, но и от технической готовности конкретной инспекции ФНС принять на обслуживание такого налогоплательщика.

Итоговая версия законопроекта содержит иные критерии консолидации. Группа компаний, для которой возможен переход на уплату налога по принципу «консолидированного налогоплательщика», может быть создана, если общая сумма начислений федеральных налогов и сборов за год всех ее участников превышает 15 млрд. руб., суммарная выручка – 100 млрд. руб., а активы – 1 трлн. руб. Впрочем, как пояснил Илья Трунин, выбранные критерии условны и могут быть изменены в ходе согласования проекта с ведомствами. «Минфин не настаивает на этих показателях, у них нет экономического обоснования», – сказал «Ъ» глава департамента. – «Мы обращались к РСПП, однако не получили там определенных цифр. Сейчас по этому же поводу мы запросили мнение ФНС». По словам Ильи Трунина, критерии будут определены таким образом, чтобы в первые три года действия закона консолидацией смогли воспользоваться не более 10-20 действительно крупных холдингов. «Это связано с опасениями по поводу администрирования. У налоговиков появится совершенно новый объект контроля, поэтому хотелось бы сначала отработать этот порядок», – отметил он.

Замглавы комитета по налоговой политике РСПП Сергей Беляков сообщил «Ъ», что, по оценкам союза, из-за высоких требований к участникам консолидации воспользоваться новым порядком смогут порядка пяти крупных российских холдингов, при этом реально структурно готов к этому лишь один (по данным «Ъ», речь идет о компаниях российского нефтегазового сектора). «Такая ситуация не вызывает серьезных возражений у РСПП, тем более что критерии отнесения групп к “крупнейшим», скорее всего, будут меняться в сторону понижения”, – сказал Сергей Беляков. – «Главное, что Минфин согласился применять их не к каждому участнику группы, а к группе в целом».

При этом представитель РС

Автор: Вадим Вислогузов

Теги: внутрикорпоративные цены кон налог на прибыль налоговая нагрузка Налоговый кодекс налогоплательщики РСПП трансфертное ценообразование ФНС холдинги

Комментарии

Книги на GAAPshop.ru